Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Магаданской ОАГ ГВФ в 145 км юго-восточнее Хабаровска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 сентября 1958 г.
Время:  16:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, район им Лазо, 145 км юго-восточнее Хабаровска
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л3904
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданская ОАГ ГВФ, 185 ОАО
Рейс:  внерейсовый
 


Описание
    Экипаж выполнял внерейсовый полет из Магадана в Хабаровск с посадкой в Охотске. На борту находилось 24 пассажира, в том числе три ребенка. Аэропорт в Николаевске-на-Амуре закрылся по метеоусловиям и экипаж должен был произвести его пролет без посадки. Прогноз погоды перед взлетом в Охотске предусматривал: на маршруте Охотск-Николаевск-Хабаровск с 10:30 до 15:00 – облачность 10 баллов средняя, от Николаевска до Комсомольска – слоисто-дождевая, разорвано-дождевая 200-300 м (от уровня а/д Охотск), средняя, осадки, видимость 2-4 км. В конце маршрута повышение облачности до 300-600 м, видимость более 10 км. Сопки закрыты облаками. Обледенение. Для а/п Хабаровск с 12:00 до 15:00 – облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая 300-600 м, средняя, дождь, видимость более 10 км, ветер западный 5-8 м/с. Фактическая погода по маршруту, согласно показаниям других экипажей, вылетевших раньше и позже: наличие осадков в виде сухого и мокрого снега, обледенение до умеренного, ветер северный, северо-западный до 70 км/ч на участке Николаевск-Хабаровск. Таким образом, по направлению и скорости ветра прогноз не оправдался. Наличие осадков уменьшило радиус действия приводных радиостанций до 15-20 км, ухудшило возможность ведения двусторонней радиосвязи. Работа радиокомпасов была неустойчивой. Вылет из Охотска произведен с нарушениями: штурман аэропорта не проверил правильность производства экипажем расчетов полета и плана не утвердил, однако, несмотря на это, диспетчер аэропорта дал разрешение на полет. КВС на АМСГ не заходил и синоптическую консультацию не получал. На участке Охотск-Николаевск экипаж взял три пеленга и через 1 час 03 минуты после взлета находился на линии пути. В 11:58 мск экипаж пытался установить связь с АДС Николаевска, но безуспешно. Пролет Николаевска экипаж доложил в 12:22 без подтверждения аэропортом получения. Точное место пролета не определили. Впоследствии выяснилось, что по данным ПВО, большинство самолетов пролетали Николаевск западнее с отклонениями до 55 км. Таким образом, установлено, что аэропорт Николаевск руководство и контроль за полетами не осуществлял. По данным ПВО борт №3904 пролетел зону аэропорта с уклонением на запад до 24 км. Диспетчер Николаевска передал время пролета в РДС Хабаровска, не предупредив, что точное время пролета определено не было, а связь с бортом отсутствовала. В 13:16 экипаж доложил пролет ОПРС Нижнетамбовское на 2 700 м в облаках с путевой скоростью 350 км/ч, добавив: «Привод не слышу». Затем экипаж докладывал: в 13:32 – пролет Комсомольска визуально (по сообщениям других экипажей условий для визуального полета не было); в 13:51 – пролет Троицкого без указания условий полета. В 14:14 экипаж доложил: «По расчету прошел Елабугу, 2 700 м в облаках, компас не работает, пусть разрешают снижение и выводят по локатору». По данным ПВО все другие экипажи следовали в Хабаровск с уклонением влево до 30-40 км. Таким образом, руководство и контроль за полетами с помощью радиотехнических средств не осуществлялось, хотя имеющиеся средства контроля были в исправном состоянии и включены. После сообщений с бортов о пролете Троицкого РДС заканчивал с ними связь, не получал от них подтверждения об установке связи с ГКДП и не информировал ГКДП о передаче самолетов им для дальнейшего руководства. Борт №3904 непосредственной связи с ГКДП не установил и через Ил-12 №12586 получил разрешение на снижение до 2 400 м. Бортрадист самолета №3904 длительное время вызывал по УКВ связи радиопеленгатор ГКДП. Об отсутствии связи дежурный ГКДП сообщил диспетчеру РДС. Одновременно с попытками установить связь по командной радиостанции бортрадист Ил-12 установил связь с КВ-радиопеленгатором Хабаровска и получил пеленг «приблизительно 312°». Радиопеленгаторщик передал этот пеленг на РДС-2 (зап. направление) с указанием номера борта, но там по телефону ответили, что такого самолета нет. Диспетчерам и руководителю полетов пеленг не докладывался. В 14:20 дежурный офицер ПВО по телефону сообщил в РДС-2, что обнаружен неопознанный самолет в районе Единка на пересечении трассы Единка-Хабаровск. Ему ответил не диспетчер РДС-2, а женский голос – что наших самолетов в районе нет. Комиссия считает, что это была оператор РДС, хотя она это отрицает. В 14:23 борт №3904 опять пытался получить пеленг КВ-пеленгатора, но связь установить не удалось. Между 14:30 и 14:40 экипаж передал – «высота 2 400 м, 14:15 по расчету - Хабаровск». РДС, не зная местонахождения самолета, дал указание занять 1 800 м и запросить пеленг по УКВ у ВВС. В 14:33 экипаж доложил 1 800 м и получил указание занять 1 500 м и взять поправку вправо на снос ветром. Экипаж доложил: «Курс 50°, временами визуально. По расчету пролетели Хабаровск, взяли курс обратно». РДС приказал взять пеленг по КВ-пеленгатору, хотя данный пеленгатор с 27 августа из-за ремонтных работ были исключен из регламента связи. Радиопеленгаторщики имели указание пеленги не определять и на борты не передавать. На запросы экипажа ему передавались очень приблизительные пеленги ШДМ. Получение пеленга ШДМ и взятие курса экипаж подтвердил РДС в 14:50. До 15:19 экипаж неоднократно продолжал запрашивать пеленги, сомневаясь в их правильности. С РДС ему сообщили: «Пеленг дают правильно, берите курс 290°, следуйте на высоте 3 300 м (до этого самолет последовательно поднимали до 1 800 и до 2 700 м). По данным ПВО с 14:16 до 15:19 самолет производил полет различными курсами в одном и том же районе. Это свидетельствует, что пеленги экипаж не получал. В 14:43 экипаж доложил остаток 800 л, в 15:00 – 600 л, на что РДС дал указание следовать в Хабаровск в экономном режиме. В 15:19 экипаж доложил путевую скорость 190 км/ч и запросил расстояние. Ему передали: «210 км». В 15:36 на борт передано: «Расстояние 210 км, направление 110°». В 15:41 экипаж доложил: «Остаток 450 л, путевая скорость 200 км/ч, высота 3 300 м в облаках». В 15:43 РДС передал: «Расстояние 190 км, двигаетесь медленно». В 15:47 было дано указание: «Снижайтесь до 2 700 м, курс 300°, расстояние 190 км. В 15:52 экипаж доложил: «Остаток 300 л, курс 300°». В 15:57 экипаж запросил расстояние и доложил, что надо готовиться к вынужденной посадке с подбором, остаток – 250 л. РДС передал: «Снижайтесь до 2 100 м, расстояние 150 км». В 16:05 экипаж доложил остаток 200 л. В 16:07: «Снижаюсь до визуального на огни». В 16:11: «Высота 1 500 м, земля просматривается не очень хорошо». В 16:12: «Высота 1 200 м, временами в облаках. Выбираю площадку». РДС передал: «До остатка ГСМ не садитесь». В 16:14 экипаж передал: «Высота 1 000 м, земля не просматривается, иду в облаках, ничего не вижу». На этом связь прекратилась. Остатки сгоревшего самолета обнаружены в лесу на склоне горы высотой 1 050 м на отметке 850 м в 145 км юго-восточнее Хабаровска с азимутом 137° или в 35 км восточнее-северо-восточнее пос. Ходы с азимутом 74° в точке с координатами 47°34’ СШ 136°25’30” ВД. Самолет столкнулся с горой после почти вертикального падения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 24 24
На земле   0
Всего погибших 28


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3904
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.08.1948
Заводской номер ВС 30073
Наработка ВС (часы) 7834
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 82911168 829106658


Сведения о рейсе

Номер рейса внерейсовый
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданская ОАГ ГВФ, 185 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Охотск
Пункт назначения Хабаровск (Новый)
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Хабаровск (Новый)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является потеря экипажем ориентировки при полете ночью в СМУ. Сопутствующие факторы: ограниченная возможность использования бортовых и наземных средств навигации и связи. Неоправдавшийся прогноз по скорости и направлению ветра. Отсутствие активного руководства и контроля за полетом со стороны службы движения Николаевска. В результате произошло большое уклонение самолета от трассы и пролет Хабаровска, о чем стало известно только после сообщения с борта. Неприбытие самолета в расчетное время беспокойства в службе движения не вызвало и оставалось незамеченным в течение 15 минут, несмотря на сообщение от ПВО о неопознанном самолете. После установки связи с КВ-пеленгатором переданный в РДС пеленг не был сообщен диспетчерскому составу и РП. Вследствие данных беспорядков в службе движения опознание и окончательное определение местонахождения самолета произошло только через 1 час после сообщения ПВО. Таким образом, с этого времени (15:20) возможность спасти самолет, экипаж и пассажиров была упущена, т.к. горючего с учетом встречного ветра 80 км/ч не хватало до Хабаровска. Можно было использовать запасной аэродром Единка, но РП и работники службы движения не приняли своевременных мер для приведения аэродрома в состояние готовности и не знали о наличии в аэропорту наземного радиолокационного запросчика (НРЗ). Диспетчер аэродрома Единка, слыша радиопереговоры с бортом, не вмешался в них и помощи экипажу не оказал. Диспетчеры ГКДП и РДС, не зная местонахождения самолета, снижали его над горным районом в нарушение НПП ГА-58.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.