Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8МТВ-1 а/к АЗАЛ на Каспийском море
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 июля 2009 г.
Время:  16:30
Страна:  Азербайджан
Место происшествия:  Каспийское море, близ о. Чилов
Тип ВС:  Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС:  4K-27038
Авиакомпания:  AZAL Helicopter
 


Описание
    Выполнялся полет по перевозке вахты нефтяников. Посадка на посадочной площадке буровой установки была произведена с курсом 350°. Рядом с буровой в момент посадки по курсу находился корабль, с которого до прилета вертолета производилась разгрузка краном, находящимся на буровой. Кран находился слева от вертолетной площадки, с опущенной стрелой, и не работал. Движение крана осуществляется по рельсам в направлении 350°. Согласно правилам техники безопасности на буровой, кран во время посадки и взлета вертолета не должен работать и должен находиться в крайнем заднем положении в направлении 350° (по курсу посадки) с опущенной стрелой.
    Экипаж, не выключая двигатели, произвел высадку одного пассажира и посадку другого пассажира.
    КВС приступил к выполнению взлета по-вертолетному, с использованием влияния воздушной подушки. Нахождение корабля по курсу взлета не позволяло безопасно произвести взлет в данном направлении и, учитывая ветровую обстановку, экипаж на висении выполнил разворот вертолета вправо на курс примерно 30°.
    В процессе висения и доворота вертолета вправо, на высоте 3 м началась тряска ВС. В последующем произошло энергичное опускание носа вертолета с разворотом влево и кренением его на правый борт. Концевая балка с хвостовым редуктором оторвалась от вертолета и упала на платформу за вертолетной площадкой позади крана.
    Вертолет ударился о поверхность посадочной площадки с правым креном более 30° и углом тангажа - 20° и, перемещаясь по площадке, столкнулся с бруствером, опрокинулся через него, упал в море и затонул на глубине 85-90 м. Разрушение лопастей несущего винта привело к касанию их с хвостовой балкой и ее разрушению. Два пассажира погибли, остальные пассажиры и члены экипажа сумели покинуть тонущий вертолет и были спасены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 3 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8МТВ-1
Регистрационный номер (id) ВС 4K-27038
Государство регистрации ВС Азербайджан
Дата выпуска ВС 1992
Заводской номер ВС 95872
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания AZAL Helicopter
Государство регистрации авиакомпании Азербайджан
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Анализ материалов расследования свидетельствует, что тряска вертолета была обусловлена дисбалансом лопастей рулевого винта, получивших повреждения от соударения со стреловым тросом башенного крана. Разрушение и отрыв лопастей рулевого винта происходили не одновременно, о чем свидетельствует разрушение и отрыв части концевой балки вместе с хвостовым редуктором в воздухе. Потеря путевой управляемости привела к интенсивному развороту вертолета влево и развитию правого крена.
    Для определения, было ли соударение законцовками лопастей рулевого винта с тросом крана при выполнении экипажем доворота вертолета влево, или трос после обрыва, обусловленного нерасчетной нагрузкой (например, дефект троса, неправильные действия крановщика), попал в зону вращения рулевого винта, трос и лопасти рулевого винта направлены на исследование в ГЦБП ВТ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, причиной авиационного происшествия явилось столкновение вертолета с металлической поверхностью посадочной площадки с дальнейшим перемещением и сваливанием в море, что было обусловлено потерей путевой управляемости вертолета из-за соударения лопастей рулевого винта с тросами подъемного крана, который, находился в зоне ограничения препятствий, в процессе выполнения взлета вертолета с посадочной площадки буровой установки №4.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.