Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Азербайджанского УГА в Александровском районе Ставропольского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 ноября 1967 г.
Время:  13:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ставропольский край, Александровский район, близ села Дубовка
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-09210
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
 


Описание
    Два самолета Ан-2 №02144 (КВС, зам. к-ра аэ Бровкин, здесь и далее фамилии изменены) и №09210 (КВС Капустин) 109 летного отряда 21 ноября вылетели из а/п Забрат по трассе Баку – Махачкала – Кизляр – Минеральные Воды – Ставрополь – Ростов-на-Дону – Донецк – Харьков с целью перегонки их в ремонт. Ввиду неблагоприятных метеоусловий по трассе Махачкала – Минеральные Воды экипажи были задержаны в Махачкале и Кизляре до 26 ноября.
    Получив прогноз погоды, 26 ноября в 10:25, по разрешению диспетчера АДП а/п Кизляр, экипажи вылетели в а/п МинВоды. Полет выполнялся в паре на безопасной высоте 400 м. Метеоусловия на этом участке не соответствовали установленному минимуму КВС Капустина (личный минимум 300х3000 м).
    В 11:20 Капустин по указанию Бровкина установил двустороннюю связь с а/п МинВоды, так как ведущий не мог держать связь на 4-м канале по причине неправильной установки кварца, и запросил разрешение на вход в зону двух самолетов. Диспетчер дал согласие с указанием доложить пролет Георгиевска. Затем Капустин запросил разрешение на пролет далее по маршруту до Ставрополя. Диспетчер РДП ответил, что Ставрополь их принимает, прогноз погоды по маршруту готовят.
    В 12:05 экипажи запросили прогноз погоды по маршруту до Ставрополя. Диспетчер передал, что в а/п Ставрополь погода хорошая (обл. 10-0 баллов, средняя, видимость 8 км, ветер 300° 6 м/с давление 722 мм рт.ст.), а по трассе в районе н.п. Султанская – снег, туман, видимость менее 1000 м и дал указание экипажам просмотреть погоду и в случае встречи с погодой ниже минимума вернуться и произвести посадку в МинВодах, чем грубо нарушил требования НПП ГА-66. Все свои действия диспетчер РДП согласовывал с руководителем полетов и действовал по его указаниям.
    В 12:11 самолеты пролетели Георгиевск и перешли на связь с диспетчером подхода а/п МинВод, который дал указание о порядке пролета траверза аэропорта и выхода на трассу. Бровкин, не получив прогноз погоды по маршруту и будучи предупрежденным о наличии опасных явлений для полета в районе н/п Султанская, вопреки требованиям НПП ГА-66 принял решение продолжать полет.
    В 12:30, по указаниям диспетчера подхода а/п МинВоды, экипажи были выведены на линию пути и им было дано указание занять безопасную высоту и следовать до Ставрополя.
    В 12:48 диспетчер РДП запросил Капустина об условиях полета. Тот ответил, что производит полет на высоте 400 м визуально, высота облачности 500 м, что не соответствовало расчетной безопасной высоте по трассе. Диспетчер дал указание следовать на безопасной высоте и доложить наличие связи со Ставрополем. На дальнейшие вызовы Капустин не отвечал. Принятые Бровкиным меры по его розыску результатов не дали.
    Около 13:30 самолет был случайно обнаружен местными жителями на склоне холма северо-западнее села Дубовка (65 км северо-западнее а/п Минеральные Воды). КВС Капустин и служебный пассажир (авиатехник) погибли, второй пилот получил тяжелые ранения. Столкнувшись около 13:00 с безлесным склоном холма, самолет продвинулся по земле 40 м от места первого удара и остановился разрушенным с МК=240°.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09210
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.07.1962
Заводской номер ВС 1G21-18
Наработка ВС (часы) 2764
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 14112


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кизляр
Пункт назначения Ставрополь (Шпаковское)
Начальный пункт маршрута Баку (Забрат)
Конечный пункт маршрута Харьков


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено: встретив на маршруте полета снегопад и облачность ниже безопасной высоты, Бровкин вместо указания Капустину о возврате в МинВоды и своего возврата в этот аэропорт, в нарушение НПП ГА-66 упорно продолжал полет вместе с Капустиным до Ставрополя. Капустин, оказавшись в непосильных для него условиях полета, потерял ведущего, допустил снижение до 350 м вне видимости земли, в результате чего самолет столкнулся с холмом.
    Диспетчер АДП а/п Ставрополь, дав согласие на прием двух самолетов Ан-2, одновременно предупредил РДП а/п Минеральные Воды о наличии низкой облачности на трассе в районе Александровского. Этому предупреждению диспетчер РДП Абалмасов не придал никакого значения и разрешил пролет самолетов до Ставрополя.
    При подготовке экипажей к вылету с базового аэродрома Забрат предварительная и предполетная подготовка с ними была проведена не в полном объеме и не был установлен минимум для группового полета по трассе. Зам. к-ра аэ Бровкин не проверил работу УКВ радиостанции на всех каналах, в результате у его экипажа не было связи на 4-м канале по УКВ и он был лишен возможности держать связь с РДП МинВод лично.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина катастрофы – грубое нарушение § 136,138 НПП ГА-66 зам. к-ра аэ Бровкиным, КВС Капустиным, руководителем полетов и диспетчером РД.
    Кроме этого, экипажем ведущего самолета Ан-2 под управлением Бровкина нарушены § 155,157,159,334,341 и 502.
    Способствующая причина – неудовлетворительная организация и подготовка экипажей и материальной части в базовом а/п Забрат.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.