 |
 |
 |
Катастрофа Ан-2 Азербайджанского УГА в Александровском районе Ставропольского края |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 ноября 1967 г.
Время: 13:00
Страна: СССР
Место происшествия: Ставропольский край, Александровский район, близ села Дубовка
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-09210
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Два самолета Ан-2 №02144 (КВС, зам. к-ра аэ Бровкин, здесь и далее фамилии изменены) и №09210 (КВС Капустин) 109 летного отряда 21 ноября вылетели из а/п Забрат по трассе Баку – Махачкала – Кизляр – Минеральные Воды – Ставрополь – Ростов-на-Дону – Донецк – Харьков с целью перегонки их в ремонт. Ввиду неблагоприятных метеоусловий по трассе Махачкала – Минеральные Воды экипажи были задержаны в Махачкале и Кизляре до 26 ноября.
Получив прогноз погоды, 26 ноября в 10:25, по разрешению диспетчера АДП а/п Кизляр, экипажи вылетели в а/п МинВоды. Полет выполнялся в паре на безопасной высоте 400 м. Метеоусловия на этом участке не соответствовали установленному минимуму КВС Капустина (личный минимум 300х3000 м).
В 11:20 Капустин по указанию Бровкина установил двустороннюю связь с а/п МинВоды, так как ведущий не мог держать связь на 4-м канале по причине неправильной установки кварца, и запросил разрешение на вход в зону двух самолетов. Диспетчер дал согласие с указанием доложить пролет Георгиевска. Затем Капустин запросил разрешение на пролет далее по маршруту до Ставрополя. Диспетчер РДП ответил, что Ставрополь их принимает, прогноз погоды по маршруту готовят.
В 12:05 экипажи запросили прогноз погоды по маршруту до Ставрополя. Диспетчер передал, что в а/п Ставрополь погода хорошая (обл. 10-0 баллов, средняя, видимость 8 км, ветер 300° 6 м/с давление 722 мм рт.ст.), а по трассе в районе н.п. Султанская – снег, туман, видимость менее 1000 м и дал указание экипажам просмотреть погоду и в случае встречи с погодой ниже минимума вернуться и произвести посадку в МинВодах, чем грубо нарушил требования НПП ГА-66. Все свои действия диспетчер РДП согласовывал с руководителем полетов и действовал по его указаниям.
В 12:11 самолеты пролетели Георгиевск и перешли на связь с диспетчером подхода а/п МинВод, который дал указание о порядке пролета траверза аэропорта и выхода на трассу. Бровкин, не получив прогноз погоды по маршруту и будучи предупрежденным о наличии опасных явлений для полета в районе н/п Султанская, вопреки требованиям НПП ГА-66 принял решение продолжать полет.
В 12:30, по указаниям диспетчера подхода а/п МинВоды, экипажи были выведены на линию пути и им было дано указание занять безопасную высоту и следовать до Ставрополя.
В 12:48 диспетчер РДП запросил Капустина об условиях полета. Тот ответил, что производит полет на высоте 400 м визуально, высота облачности 500 м, что не соответствовало расчетной безопасной высоте по трассе. Диспетчер дал указание следовать на безопасной высоте и доложить наличие связи со Ставрополем. На дальнейшие вызовы Капустин не отвечал. Принятые Бровкиным меры по его розыску результатов не дали.
Около 13:30 самолет был случайно обнаружен местными жителями на склоне холма северо-западнее села Дубовка (65 км северо-западнее а/п Минеральные Воды). КВС Капустин и служебный пассажир (авиатехник) погибли, второй пилот получил тяжелые ранения. Столкнувшись около 13:00 с безлесным склоном холма, самолет продвинулся по земле 40 м от места первого удара и остановился разрушенным с МК=240°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-09210 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
09.07.1962 |
Заводской номер ВС |
1G21-18 |
Наработка ВС (часы) |
2764 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ЛС 14112 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Азербайджанское УГА, Забратский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кизляр |
Пункт назначения |
Ставрополь (Шпаковское) |
Начальный пункт маршрута |
Баку (Забрат) |
Конечный пункт маршрута |
Харьков |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено: встретив на маршруте полета снегопад и облачность ниже безопасной высоты, Бровкин вместо указания Капустину о возврате в МинВоды и своего возврата в этот аэропорт, в нарушение НПП ГА-66 упорно продолжал полет вместе с Капустиным до Ставрополя. Капустин, оказавшись в непосильных для него условиях полета, потерял ведущего, допустил снижение до 350 м вне видимости земли, в результате чего самолет столкнулся с холмом.
Диспетчер АДП а/п Ставрополь, дав согласие на прием двух самолетов Ан-2, одновременно предупредил РДП а/п Минеральные Воды о наличии низкой облачности на трассе в районе Александровского. Этому предупреждению диспетчер РДП Абалмасов не придал никакого значения и разрешил пролет самолетов до Ставрополя.
При подготовке экипажей к вылету с базового аэродрома Забрат предварительная и предполетная подготовка с ними была проведена не в полном объеме и не был установлен минимум для группового полета по трассе. Зам. к-ра аэ Бровкин не проверил работу УКВ радиостанции на всех каналах, в результате у его экипажа не было связи на 4-м канале по УКВ и он был лишен возможности держать связь с РДП МинВод лично.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главная причина катастрофы – грубое нарушение § 136,138 НПП ГА-66 зам. к-ра аэ Бровкиным, КВС Капустиным, руководителем полетов и диспетчером РД.
Кроме этого, экипажем ведущего самолета Ан-2 под управлением Бровкина нарушены § 155,157,159,334,341 и 502.
Способствующая причина – неудовлетворительная организация и подготовка экипажей и материальной части в базовом а/п Забрат.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|