Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2ТП а/к Полярные авиалинии близ Сангара (Саха-Якутия)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 ноября 2005 г.
Время:  13:59
Страна:  Россия
Место происшествия:  Якутия, 31 км от Сангара
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  RA-02252
Авиакомпания:  Полярные авиалинии

материалы расследования
 


Описание
    При подлете к горному хребту на удалении 2 км на абсолютной высоте 1300 метров, началась сильная болтанка с одновременным интенсивным снижением самолета без изменения угла атаки. Пытаясь прекратить снижение самолета, КВС, по его объяснению, увеличил режим работы двигателя до номинального, затем до взлетного, и осознав, что безопасный полет далее невозможен, принял запоздалое решение о выходе из зоны турбулентности левым разворотом на 180 в сторону понижения рельефа местности. Разворот выполнялся не против ветра, а по ветру с увеличением крена до 30°, вместо рекомендованного 20°, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения в процессе разворота по причине возможного несоответствия мощности двигателя углу крена.
    Скоротечность ситуации и малый запас высоты не позволили экипажу завершить разворот. Развернувшись на 120° самолет столкнулся левым нижним крылом с выступом скалы, потерял скорость и, пролетев около 20 метров, приземлился на склон горы в ложбине между валунами, получив при этом значительные повреждения конструкции ВС.
    Экипаж покинул самолет и эвакуировал пассажиров (7 взрослых и 3 детей). Четыре человека получили травмы.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 10 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС RA-02252
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1989
Заводской номер ВС 1G234-06
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Полярные авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Сангар
Пункт назначения Себян-Кюель
Начальный пункт маршрута Сангар
Конечный пункт маршрута Сангар


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     Прогноз погоды с 04.00 час. до 10.00 час. предусматривал: полет в ложбине, ветер у земли неустойчивый 2 м/с, температура наружного воздуха минус 25 ; на высотах 100-500 метров ветер 160°, 30 км/час, температура наружного воздуха минус 15°; в слое 1000-1500 метров ветер 170°, 50 км/час; на высоте 2000 метров ветер 170°, 40 км/час, температура воздуха минус 19°. Видимость 10 км, слабый снег, незначительная слоисто-кучевая облачность с высотой верхней границы 1700 метров, нижней границей 1400 метров и значительная высоко-слоистая облачность с высотой верхней границы 3500 метров, нижней границей 2700 метров. Горы открыты. Давление минимальное 776 мм.рт.ст.
   
    Расчеты, проведенные комиссией, показали на наличие условий для умеренной орографической турбулентности в слое от 900 до 1700 метров, а также на возможность образования нисходящих потоков с подветренной стороны хребта в том же диапазоне высот. Однако, вопреки п. 9.4.1. и 9.4.2. Наставления по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России, в прогноз погоды не были включены данные об орографической турбулентности и возможности образования нисходящих потоков, отсутствовала также информация о температуре воздуха по высотам в диапазоне от 1000 до 1500 метров.
    Фактическая погода в аэропорту Сангар на 04 час. 00 мин. была: тихо, видимость более 10 км, разбросанная облачность на высоте 800 метров, сплошная на высоте 3000 метров, температура воздуха минус 22 , температура точки росы минус 23°, давление 765 мм.рт.ст. Фактическая погода на площадке Себян-Кюель не поступала в связи с отсутствием метеонаблюдения.
   
    Получив в 04 час. 46 мин. разрешение диспетчера, КВС выполнил взлет и по установленной схеме отошел на ППМ река Муни.
    Диспетчер УВД, получив доклад КВС о выполнении взлета, не сообщил экипажу условия набора высоты, ограничившись фразой: «Набирайте высоту, минимальная 776», чем нарушил п. 6.3.1.1 «Правил и фразеологии радиообмена при выполнении полетов и УВД» и требование Инструкции по производству полетов на аэродроме Сангар, где имелось предупреждение: «Высота выхода на рубеж 10 км от КТА не ниже Н прив. без.». В дальнейшем контроль движения самолета по трассе диспетчером не производился из-за демонтажа РЛС и отсутствия указаний по его выполнению в случаях отсутствия локационной информации.
    Воздушная трасса проходила в горной местности с максимальным превышением рельефа местности в пределах ширины трассы 1976 метров. Расчетная приведенная безопасная высота по атмосферному давлению 776 мм.рт.ст. составляла 2515 метров. Расчетная заданная высота по приведенному давлению 776 мм.рт.ст составляла 2550 метров.
    По информации КВС, дальнейший набор высоты экипаж производил по маршруту следования по правилам визуального полета с выдерживанием безопасной истинной высоты.
    На рубеже 10 км от КТА КВС, вопреки требованиям п. 7.4.5. НПП ГА-85, не доложил^диспетчеру о невозможности занятия приведенной безопасной высоты и, в нарушение требования п. 8.1.8.2. НПП ГА-85, продолжил набор высоты по маршруту в горной местности.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие стало следствием сочетания следующих факторов:
    - выполнение экипажем полета на высоте ниже минимальной безопасной;
    - неправильная оценка экипажем сложившейся ситуации, что привело к позднему принятию решения о возврате на аэродром вылета в условиях орографической турбулентности и ограниченного горами воздушного пространства;
    - недостатки Инструкции по производству полетов аэропорта Сангар, что выразилось в отсутствии на схеме выхода маркированного рубежа 10 км и схемы набора заданной высоты по маршруту следования при невозможности ВС, по его летно-техническим характеристикам, набрать требуемую высоту до удаления 10 км от КТА;
    - не оправдавшийся прогноз погоды по маршруту полета, в котором не была предусмотрена орографическая турбулентность;
    - ошибочные действия экипажа в процессе разворота по ветру с углом крена 30° при реализации принятого с опозданием решения по возврату на аэродром вылета, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.