 |
 |
 |
Катастрофа Ту-124В Белорусского УГА в районе а/п Внуково |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 января 1976 г.
Время: 10:05
Страна: СССР
Место происшествия: Московская область, Наро-Фоминский район, дер. Санино
Тип ВС: Ту-124В
Регистрация ВС: CCCP-45037
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Белорусское УГА, Минский ОАО
Рейс: 2003
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 104 летного отряда, выполнявший рейс №2003, произвел взлет в а/п Внуково в 10:04 с курсом 242°. На борту находились 56 взрослых пассажиров. Через 26 секунд после отрыва при убранных шасси и закрылках на высоте 200 м РУД были установлены на номинал. В процессе уборки РУД экипаж ввел самолет в правый крен для выполнения разворота на Опалиху и доложил об этом. Скорость полета при этом составляла 340 км/ч, высота полета – 250 м. Диспетчер дал разрешение на набор высоты до 1 500 м. Ответа от экипажа не последовало и на дальнейшие вызовы он не отвечал. Комиссией установлено, что через 7 секунд после начала ввода в правый разворот периодическими отклонениями элеронов самолет был выведен из правого крена и на 18-й секунде переведен в левый крен с возрастающей угловой скоростью. Интенсивное развитие левого крена на последних 12-ти секундах полета сопровождалось ростом приборной скорости и уменьшением высоты полета. С глубоким левым креном и большой, свыше 50 м/с, вертикальной скоростью снижения и скоростью по прибору около 550 км/ч в 10:05:11 (через 65 секунд после отрыва) самолет столкнулся с землей в 7 км западнее КТА Внуково на окраине деревни Санино Наро-Фоминского района Московской области. При столкновении с землей на пикировании с МК=220° левый крен составлял около 80°, угол тангажа 20-30°. Первое касание произошло левой плоскостью в поле севернее деревни. Самолет, разрушаясь и загоревшись, продолжал движение и через 225 м столкнулся с одноэтажным деревянным домом. Погиб один местный житель (женщина 1902 г.р.) и один местный житель получил ранение (ушиб головы). Дом был полностью разрушен. Еще два деревянных строения повреждены. Разброс обломков составил 550х120 м. Место столкновения с домом расположено в 5 400 м от конца ВПП с МК=242° и в 1 800 м правее ее оси. Фактическая погода на 10:00 – облачность 10 баллов высотой 150 м, видимость 10 км, ветер 290° 5 м/с. К моменту столкновения с землей показания основных авиагоризонтов ПП-1ПМ командира и второго пилота отличались от фактического крена самолета на 120-134°. Рассогласование по тангажу составляло 2°-22°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
56 |
56 |
На земле |
|
1 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-124В |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-45037 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.01.1963 |
Заводской номер ВС |
2351002 |
Наработка ВС (часы) |
17014 |
Наработка ВС (циклы) |
14409 |
Силовая установка |
С8124039 С8244001 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
2003 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Белорусское УГА, Минский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Внуково) |
Пункт назначения |
Минск (Минск-1) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
Конечный пункт маршрута |
Брест |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Взлет и полет до начала первого разворота происходил в полном соответствии с РЛЭ Ту-124 и схемой а/п Внуково. В процессе выполнения первого разворота на борту возникла аварийная ситуация, в результате развития которой самолет вошел в глубокую левую спираль со снижением, что привело к столкновению с землей.
Экспертизой установлено, что преобразователь ПТ-1000ЦС питания основной сети 36 В 400 Гц был включен, коробка КПР-9 исправна, системы электроснабжения постоянным током 27 В и переменным током 115 В и преобразователь ПТ-125Ц питания резервного авиагоризонта – работоспособны.
Работоспособность авиагоризонтов проверена после запуска двигателей перед выруливанием. Указатель (по каналу тангажа) и гиродатчик резервного авиагоризонта АГД-1 функционировали. Анализ расшифровки МСРП-12 показал, что после ввода самолета в правый разворот практически каждые 5 секунд происходила коррекция угла крена отклонением элеронов влево, соответствующая угловой скорости вращения самолета около 6°/сек. Такие отклонения элеронов можно объяснить пилотированием по авиагоризонтам, «заваливающимся» в сторону разворота. Дезориентированный показаниями основных авиагоризонтов в условиях полета в облаках экипаж для поддержания необходимого для разворота крена фактически вывел самолет из правого крена и перевел его в левый. При достижении левого крена 32° сработала сигнализация предельного крена, которую экипаж, пилотируя самолет по основным авиагоризонтам, ошибочно мог принять за сигнализацию предельного правого крена, и еще раз отклонил штурвал влево. В результате самолет перешел в крутую спираль левого вращения с вертикальной скоростью снижения до 50 м/с. Непосредственно перед столкновением с землей экипаж предпринял энергичные действия по выводу самолета из крена и снижения, которые вследствие малой высоты и дефицита времени не смогли предотвратить катастрофу.
Специальных тренировок по определению отказа авиагоризонтов на тренажере и с ИОГ-1 экипаж не проходил ввиду отсутствия таковых. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы является нарушение индикации пространственного положения самолета на основных авиагоризонтах командира корабля и второго пилота, выразившееся в даче экипажу ложных показаний на самолете, оборудованном сигнализацией предельных кренов, что при условиях полета в облачности, на малой высоте, и скоротечности развития ситуации, а также отсутствия у экипажей Ту-124 достаточных практических навыков по определению истинного положения самолета при неправильных показаниях авиагоризонтов привело к возникновению неконтролируемого пилотами большого левого крена и входу самолета в крутую нисходящую спираль.
Ввиду сложного характера разрушения конструкции и оборудования самолета установить причину нарушения индикации не представляется возможным. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|