Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Анадырского ОАО близ Эгвекинота
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 сентября 1969 г.
Время:  13:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Чукотский АО, г. Думка, 24 км юго-западнее а/п Залив Креста
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-61731
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Анадырский ОАО
Рейс:  55
 


Описание
    Экипаж 150 летного отряда произвел взлет в а/п Анадырь в 09:19 местного времени, но через 5 минут вернулся, т.к. аэропорт Залив Креста закрылся по метеоусловиям. После их улучшения и получения согласия на прием самолета из а/п Залив Креста экипаж произвел новый взлет в 12:13. На борту самолета находилось 22 пассажира, 493 кг почты и 452 кг груза.
    Полет проходил на высоте 2 400 м. Спустя 30 минут после вторичного вылета на АМСГ а/п Анадырь из а/п Залив Креста поступил новый прогноз, в котором ко времени прилета самолета предусматривался туман и ухудшение видимости в районе захода на посадку до 1000-2000 м. Несмотря на это, руководитель полетов а/п Анадырь разрешил экипажу продолжать полет до пункта назначения.
    После установки связи с экипажем диспетчер передал экипажу данные о фактической погоде в районе аэропорта Залив Креста: облачность 10/10, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая, 600 м, дождь, видимость 8 км, ветер 180° 7 м/с, порывы 12 м/с, посадочный курс 170°, и разрешил выход на привод на высоте 2 100 м.
    Доложив о пролете привода, экипаж получил разрешение работать по схеме. Через 5-6 минут диспетчер КДП запросил данные о высоте нижней кромки облачности, но экипаж на неоднократные вызовы не отвечал.
    2 сентября самолет был обнаружен на склоне горы Думка высотой 250 м правее 9,5 км оси схемы пробивания облачности на удалении 24 км от аэропорта с азимутом 198° полностью разрушенным и частично сгоревшим. Экипаж и 22 пассажира погибли, 5 пассажиров получили ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 22 17
На земле   0
Всего погибших 22


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-61731
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.04.1956
Заводской номер ВС 146000205
Наработка ВС (часы) 22964
Наработка ВС (циклы) 14302
Силовая установка Б 23262479 Б 2447470


Сведения о рейсе

Номер рейса 55
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Анадырский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Анадырь
Пункт назначения Эгвекинот (Залив Креста)
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Эгвекинот (Залив Креста)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Полет по схеме пробивания облачности должен был выполняться с курсом 170° со снижением до установленной безопасной высоты 300 м. Далее самолет должен был выполнить стандартный разворот над морем на 180° и выйти на курс, обратный посадочному (350°).
    С 19 августа дальний привод из-за неисправности основного передатчика работал на резервном передатчике. Облета привода не производилось и данный передатчик давал искаженные излучения, что создавало увод самолетов вправо при снижении по схеме по радиокомпасу. Вследствие этого экипаж при выдерживании линии пути по радиокомпасу был уведен вправо. При этом прогнозировавшийся попутный ветер (почти северный) и фактический встречный ветер (южный) отличались почти на 180°. Установить, какое направление ветра при снижении экипаж использовал для расчетов, не удалось, но, скорее всего, это был северный ветер, данный экипажу в прогнозе погоды. В результате экипаж ошибся в расчетах времени и вертикальной скорости снижения и начал снижение до безопасной высоты 300 м. Заметив уклонение от схемы, экипаж решил, что это из-за северо-западного ветра, и увеличил курс для выхода на схему. Видя под собой море, экипаж полагал, что находится на схеме, а тем временем, в результате «увода» привода, ошибки в увеличении вертикальной скорости и уменьшении времени снижения при встречном ветре самолет постепенно приближался к горам с преждевременным снижением. Снизившись до высоты 300 м, идя в разрывах облаков, КВС ввел самолет в правый крен для выполнения стандартного разворота. В процессе разворота самолет вошел в облака, закрывавшие горы, и с МК=240° столкнулся с горой на высоте 235 м. Разрушаясь, он переместился через вершину и скатился по противоположному склону до 170 м.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилась недисциплинированность командира корабля, выразившаяся в преждевременном снижении самолета до высоты ниже установленного минимума (300 м).
    Сопутствующие причины:
    1) Устойчивый увод вправо приводной радиостанции, что при активном выдерживании линии пути экипажем привело к уклонению вправо.
    2) Неоправдавшийся прогноз ветра по высоте в совокупности с ошибкой экипажа в расчетах привели к преждевременному снижению.
    3) Отсутствие штормового предупреждения о закрытии сопок облаками.
    4) Неудовлетворительное обеспечение безопасности полетов при выпуске и приеме самолетов со стороны службы движения аэропортов Анадырь и Залив Креста.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.