Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Магаданского УГА в Анадырском районе Чукотки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 ноября 1982 г.
Время:  10:29
Страна:  СССР
Место происшествия:  Чукотский АО, верховья реки Киичан, 166 км юго-восточнее а/п Марково
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22595
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Анадырский ОАО
 


Описание
    Группа рабочих Эликейского полевого отряда Анадырской геологоразведочной экспедиции закончила работы в верховьях реки Киичан 4 ноября. На 5 ноября Анадырской ГРЭ была подана заявка в Анадырский ОАО для вывоза людей и имущества экспедиции из этого района. С 6 по 13 ноября из-за метеоусловий произвести вывоз людей не представлялось возможным. 8 ноября в отряде кончились продукты. На 14 ноября экипаж 150 летного отряда, базировавшийся в а/п Марково, получил задание по вывозке в данный аэропорт терпящей бедствие геологической партии (в полетном задании полет указан как спецрейс).
    Взлет в а/п Марково произведен в 23:07 мск 13 ноября (08:07 14 ноября местного времени). Экипаж следовал по МВЛ II категории со сходом с нее к месту назначения, расположенному в 166 км с А=115° от а/п Марково (64°03’СШ, 173°33’ВД). Посадка там произведена в 00:31 мск. Экипаж информировал службу движения о стоянке продолжительностью 1 час, а затем, оценив возможности истощенных людей, продлил ее еще на полчаса.
    Площадка размерами 50х30 м расположена на дне распадка, в русле ручья, покрытого снегом глубиной 0,5-1,5 м. Площадка с твердой, заснеженной свежевыпавшим снегом поверхностью к прилету вертолета была предварительно спланирована и укатана с помощью вездехода. Границы площадки обозначены четырьмя флажками красного цвета, имеется ветроуказатель в виде красного флага, закрепленного на высоте 3,5 м. Площадка находится между двух сопок с крутизной склонов 40 и 45°, с превышением относительно ее уровня 460 и 420 м. Расстояние между основаниями сопок 87 м. Впереди по курсу взлета с МК=220° на удалении 300 м находится сопка с превышением 380 м и крутизной склона 40°. Площадка соответствует требованиям РЛЭ, но из-за сложного горного рельефа по направлению взлета и глубокого рыхлого снежного покрова относится к категории наиболее сложных.
    На борт было взято 10 пассажиров и 1096 кг груза. Взлет произведен в 01:28. Взлетная масса 11416 кг находилась в пределах допустимой по номограмме РЛЭ для взлета вне зоны влияния воздушной подушки, однако КВС производил взлет в зоне влияния воздушной подушки. После кратковременного зависания на высоте 5 м командир вертолета начал разгон скорости. За пределами площадки вертолет попал в сильный снежный вихрь. КВС, потеряв контакт с заснеженной поверхностью, решил прекратить разгон. В процессе гашения скорости, из-за невыдерживания направления взлета, вертолет приблизился к расположенному слева заснеженному склону, что способствовало увеличению интенсивности снежного вихря. Взятием ручки циклического шага командир вертолета начал гасить скорость, а, получив предупреждение второго пилота о близости склона слева, попытался отвернуть от него резкой дачей правой ноги и правым креном. Имея боковое смещение влево, вертолет опущенным рулевым винтом зацепил за склон. Вследствие перемещения вверх по склону в глубоком снежном покрове лопасти рулевого винта полностью разрушились. Лишенный путевого управления вертолет резко развернуло влево с переходом на пикирование. При положении вертолета с углом тангажа -4° и курсом, близким к перпендикулярному относительно склона, лопасти несущего винта ударили о поверхность сопки. От возникших при этом чрезмерных нагрузок разрушились подкосы крепления редуктора ВР-8 и он вместе с втулкой и остатками лопастей несущего винта был выброшен влево от вертолета. При отделении редуктора лопасти несущего винта ударили по силовым установкам и кабине пилотов. В результате КВС Кустов получил смертельную травму головы. Фюзеляж вертолета опустился на снег на склоне с уклоном 40° у подножья склона (превышение относительно места взлета 11-7 метров) на нижнюю часть, в 94 метрах от места взлета. Катастрофа произошла в 01:29 мск (10:29 местного времени). Бортмеханик получил рассечение кожного покрова головы, второй пилот и пассажиры не пострадали.
    Общий налет КВС составляет 4354 часа, в том числе на Ми-8 2295 часов, в том числе КВС - 1090 часов.
    Фактическая погода на площадке (по заявлению второго пилота и служебных пассажиров): ясно, видимость более 10 км, ветер 220 ° 4-5 м/с, температура -15°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 10 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22595
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.12.1979
Заводской номер ВС 7890
Наработка ВС (часы) 7890
Наработка ВС (циклы) 5851
Силовая установка С91211239 С9011124


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Анадырский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Марково
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Марково


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явились нарушения, допущенные командиром вертолета, выразившихся в производстве взлета по-вертолетному, в зоне влияния воздушной подушки, при наличии снежного вихря (нарушение п 3.3.4 НПП ГА-78 и п.4.9.3.3 РЛЭ Ми-8) и его недостаточная профессиональная подготовка к выполнению полетов в условиях снежного вихря в сложной горной местности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.