Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Магаданского УГА на Чукотке
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 октября 1973 г.
Время:  13:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Чукотский АО, 61,5 км юго-западнее а/п Анадырь
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21171
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Анадырский ОАО
 


Описание
    Экипаж 150 летного отряда, после прилета из а/п Марково в 00:58 мск и проведения предполетной подготовки в а/п Анадырь, произвел в 04:04 мск взлет для выполнения спецрейса по заявке Анадырской комплексной геологической экспедиции по маршруту Анадырь (Угольные Копи) – Анадырь (окружной) – Шаманья - Анадырь (Угольные Копи). После заправки в а/п Анадырь (окружной) экипаж в 05:01 вылетел в геологическую партию, имея на борту 26 бочек дизельного топлива (5 967 кг), двух сопровождающих груз и двух авиатехников. После окончания связи с диспетчером старта, в 05:19:15 экипаж установил связь с МДП а/п Анадырь (Угольные Копи) и получил разрешение следовать на площадку Шаманья, расположенную в 225 км от а/п Анадырь с МК=235°, на высоте 600 м по минимальному приведенному давлению. Полет проходил в простых метеоусловиях.
    В 05:19:28 от экипажа поступило сообщение: «Пожар левого двигателя, идем на вынужденную». Диспетчер МДП запросил у экипажа место вертолета. Экипаж ответил: «Траверз отметки 76, правее 26 км, у меня всё». Через 5 секунд штурман вертолета уточнил, что вертолет находится правее 13 км отметки 76. После этого связь с экипажем прекратилась.
    В 05:36 истребитель ВВС передал, что наблюдает полностью разрушенный и горящий вертолета в районе 3-ей зоны. В 06:05, вылетевший в этот район вертолет Ми-4 №38262 обнаружил место катастрофы в 61,5 км с азимутом 237° от Анадыря. Вертолет полностью разрушен и сгорел, а его части разбросаны по тундровой местности, покрытой мхом (замерзшей, но без снежного покрова), в районе озера Усатое. Все находившиеся на борту 9 человек погибли.
    На удалении 2300-2500 м по курсу полета найдены две деформированные лопатки второй ступени турбины двигателя, две деформированные лопатки соплового аппарата 3-ей ступени турбины и 4 обломка соединительного кольца 2-й и 3-ей ступеней турбины.
    Наработка обоих двигателей после последнего ремонта составляет 684 часа 50 минут.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21171
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1967
Заводской номер ВС 7683409В
Наработка ВС (часы) 2530
Наработка ВС (циклы) 2899
Силовая установка С 3522009 С 3022024


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Анадырский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Анадырь
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что после возникновения пожара на левом двигателе экипаж принял все зависящие от него меры для его ликвидации, применил 1 и 2 очереди системы пожаротушения. Доложив о пожаре диспетчеру МДП и сообщив свое местонахождение, экипаж приступил к снижению для вынужденной посадки. Дальнейшие торопливые, но ясные доклады экипажа, свидетельствуют об опасной аварийной обстановке на борту и о занятости экипажа операциями по ликвидации пожара. Несмотря на принятые экипажем меры, пожар ликвидировать не удалось из-за значительного разрушения двигателя. Находившиеся на борту два авиатехника из-за сильного пламени внутри фюзеляжа открыли грузовую дверь и готовились к экстренному покиданию вертолета (комиссия обнаружила их сорванные потоком воздуха шапки в 400 м от места падения вертолета). Пастухи-оленеводы видели горевший в воздухе вертолет, сильный огонь, вырывавшийся из грузовой двери, и момент падения вертолета. Дым от пожара в фюзеляже начал поступать по магистралям отопительной системы в пилотскую кабину. Угарный газ стал оказывать отравляющее действие на членов экипажа, а дым затруднял пилотирование как визуально, так и по приборам. Это заставило экипаж применить аварийный сброс правой двери пилотской кабины (найдена в 250 м от места падения вертолета). Следы закопчения и оплавления капроновых занавесок на ней указывают о наличии густого дыма в пилотской кабине. Одновременное открытие двери второго пилота и грузовой двери не улучшило самочувствие членов экипажа. В этот момент создались условия, полностью исключающие возможность пилотирования вертолета. Наличие карбоксигемоглобина в крови всех погибших и заявление очевидцев о беспорядочном вертикальном падении вертолета в последний момент перед ударом о землю свидетельствуют об отравлении экипажа угарным газом и потере им сознания в воздухе при производстве вынужденной посадки. Комиссия не исключает также, что причиной неуправляемости вертолета могло быть нарушение управляемости вертолетом, вызванное действием вылетающих с большой скоростью деталей разрушающегося двигателя. Взрыв топливных баков и груза топлива после падения на землю привел к полному разрушению вертолета и гибели находившихся в нем людей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы является разрушение свободной турбины левого двигателя в полете, что привело к обрыву лопаток турбины, разрушению ее корпуса и к возникновению пожара.
    Заключение ГосНИИ ГА: Исследованием деталей и узлов двигателя Д-25В и редуктора Р-7 установлено, что причиной летного происшествия явилось разрушение внутренней обоймы роликовой муфты редуктора, которое привело к нарушению кинематической связи двигателя с редуктором. Разрушение внутренней обоймы роликовой муфты редуктора имеет типичный усталостный характер и произошло под действием локальных повышенных осевых нагрузок, возникновение которых не связано с качеством ремонта редуктора в в/ч 36978, качеством монтажа силовой установки на вертолет и с его эксплуатацией.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.