Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Магаданского УГА близ а/п Анадырь
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 декабря 1982 г.
Время:  13:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, г. Дионисия, близ а/п Анадырь
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22198
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Анадырский ОАО
 


Описание
    Экипаж 150 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по заданию Чукотской нефтегазоразведочной экспедиции по маршруту а/п Анадырь - п.п. Горка - п.п. Р-5 - п.п Горка - а/п Анадырь с целью перевозки людей и грузов. Между посадочными площадками Горка и Р-5 маршрут полета проходит через поворотный пункт землянка Брагина. До землянки Брагина участок полета является МВЛ II категории, далее - внетрассовый полет. Поворотный пункт землянка Брагина определен пунктом выхода (входа) с МВЛ II категории при выполнении внетрассовых полетов в данном районе, а также пунктом обязательных донесений. Данный поворотный пункт установлен с целью обхода горы Дионисия (отметка 572 м). Метеоминимум по трассе МВЛ по ПВП: высота облачности 300 м, видимость 5 км, для внетрассовых полетов: высота облачности 400 м, видимость 8 км, т.е. выше минимума по трассе МВЛ, так как полеты производятся над безориентирной местностью.
    Прогноз погоды по маршруту с 01:00 до 05:30 мск предусматривал: полет в ложбине, видимость 8 км, облачность 10 баллов верхняя, средняя, умеренная болтанка, ветер на высоте 500 м 180° 30 км/ч. Район горы Дионисия не входил в радиус действия прогноза погоды, прогноз погоды по району г. Дионисия не составлялся, в связи с чем метеообеспечение полета не соответствовало требованиям п.6.1.8 и 6.4.1 НМО ГА-73.
    Взлет в а/п Анадырь (Угольный) произведен в 01:05 мск, взлет с п.п. Горка в 01:53.
    В 02:52 произведена посадка на п.п. Р-5, откуда в 03:23 экипаж вылетел на п.п Горка, заняв высоту 400 м. В 03:25 экипаж установил связь с МДП а/п Анадырь. Диспетчер МДП передал штормовое предупреждение по аэропорту Анадырь, предусматривающий усиление ветра и ухудшение видимости до 2 км. В 03:32 диспетчер МДП сообщил экипажу место (115 км с А=205°), определенное по обзорному радиолокатору. После этого он передал смену другому диспетчеру МДП.
    С удаления от 90 до 65 км на экране обзорного радиолокатора из-за больших углов закрытия в данном направлении наблюдалось пропадание меток вертолета и следовавшего за ним с интервалом 20 км другого вертолета Ми-8 №22831.
    В 03:53, на рубеже передачи, заступивший на смену диспетчер МДП определил удаление вертолета 60 км с А=210°, что соответствовало боковому уклонению от оси маршрута влево 8 км. Сообщив это место экипажу, в нарушение п. 7.1.19 НПП ГА-78, диспетчер не потребовал от него выхода на линию заданного пути и передал управление движением ВС диспетчеру подхода, в нарушение «Технологии работы диспетчера МДП» не информировав его об уклонении экипажа от оси маршрута.
    В 03:54 диспетчер подхода передал удаление 48 км с А=220°, условия визуального подхода и давление аэродрома (751 мм рт.ст). В дальнейшем, управляя движением вертолета, диспетчер не потребовал от экипажа, в нарушение п. 7.1.19 НПП ГА-78, исправления пути и выхода на поворотный пункт маршрута землянка Брагина.
    После получения в 03:57 разрешения диспетчера на снижение по расчету, экипаж в 03:58:35 занял высоту 300 м. В дальнейшем, продолжая полет в условиях ухудшившейся видимости и понижающейся облачности, над безориентирной заснеженной местностью, не доложив диспетчеру об изменении условий полета, не принимая мер к выходу из района с опасными метеоусловиями, экипаж в нарушение п. 8.5.6, 5.5.12, 5.5.15 НПП ГА-78 производил полет на высоте 300 м. Внезапно увидев перед собой склон отрога горы Дионисия, экипаж принял энергичные меры для предотвращения столкновения (создал правый крен 45° и тангаж до 35°), но предотвратить катастрофическую ситуацию не смог.
    В 04:00 мск вертолет столкнулся с заснеженным южным склоном отрога горы Дионисия (крутизна склона 35°) на высоте 370 м и полностью разрушился. Все находившиеся на борту погибли. Обломки были разбросаны на расстоянии 520 м в длину. Место катастрофы расположено в 28 км с А=234° от КТА а/п Анадырь (Угольный) - 64°34’30” СШ, 177°14’30” ВД.
    Вертолет обнаружен 12 декабря в 00:19 мск экипажем вертолета Ми-8 №25643.
    После столкновения со склоном горы с правым креном 45° и углом тангажа 40° передней и правой опорами шасси, затем задней нижней частью фюзеляжа, вертолет взмыл в воздух. Одновременно перемещаясь вправо и вращаясь вокруг вертикальной оси влево, сделав более двух оборотов, вертолет упал на левый борт и окончательно разрушился.
    Фактическая погода в районе горы Дионисия в момент АП была: облачность 3-6 баллов разорванно-слоистая высотой 300-600 м, видимость менее 2 км, в облаках обледенение, ветер 120-130° до 65 км/ч.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22198
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.05.1971
Заводской номер ВС 2128
Наработка ВС (часы) 8199
Наработка ВС (циклы) 13113
Силовая установка C96301022 C91211246


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Анадырский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Анадырь


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Прокладка фактической линии пути по данным обзорного и диспетчерского радиолокаторов дает основание считать, что экипаж без согласования с диспетчером принял решение следовать с п.п. Р-5 на п.п. Горка напрямую, без выхода на поворотный пункт землянка Брагина, чем нарушил требования НПП ГА-78. Это подтверждается также тем, что при получении в 03:53 азимута 210° экипаж взял курс 40°, достаточный только для того, чтобы выйти на прямую линию пути от Р-5 до Горки.
    По данным метеонаблюдений, район горы Дионисия имеет местные климатические особенности. При сильных восточных ветрах (как в день АП) происходит вынос влажного воздуха с моря и, вследствие орографии, в районе горы образуется разорванно-слоистая облачность. Дежурный синоптик АМСГ, зная об этой особенности, вероятность указанного явления не предусмотрела, так как прогнозировался южный ветер. Прогноз погоды составлен с нарушением п. 6.4.1 НМО ГА-73 и не оправдался.
    Выводы: к созданию катастрофической ситуации привела недисциплинированность экипажа, выразившаяся в производстве полета по спрямленному маршруту и продолжение его в условиях, не соответствующих ПВП.
    Сопутствующими причинами явились неудовлетворительная организация УВД, выразившаяся в нарушениях определенных НПП ГА-78 и Технологией работы функциональных обязанностей смены диспетчеров УВД, а также погода со сложными метеоусловиями, не предусмотренными прогнозом.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причинами катастрофы явились нарушение командиром вертолета и вторым пилотом требований п. 8.5.6, 5.5.12, 5.5.15 НПП ГА-78, выразившееся в спрямлении маршрута в горной местности, нарушении безопасной высоты, неправильных действиях при попадании в условия, не соответствующие ПВП, а также неудовлетворительное УВД и низкое качество метеообеспечения полетов в а/п Анадырь.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Фото: Место катастрофы в 2008 г. Автор: Васильев О.Ю.


Фотографии

   
  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.