Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6А Магаданского УГА в р-не Залива Креста
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 марта 1982 г.
Время:  13:59
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, Иультинский р-н, 35 км юго-западнее а/п Залив Креста (Эгвекинот)
Тип ВС:  Ми-6А
Регистрация ВС:  СССР-21134
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Чаунский ОАО
 


Описание
    Экипаж 151 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по маршруту Анадырь - изгиб реки Канчалан - Залив Креста. Взлет в а/п Анадырь произведен в 02:01 мск. Полет до первого пункта посадки (геологического домика), находившегося в 3 км от границы МВЛ, выполнялся на безопасной высоте 450 м, посадка произведена в 02:45. Взлет с грузом на внешней подвеске (домик контейнерного типа) произведен в 02:52. Взлетная масса 36460 кг (вес домика 3900 кг) и центровка +20 мм не выходили за установленные пределы. При взлете с площадки экипаж в нарушение требований НПП ГА-78 не сообщил магнитный курс и место взлета.
    Полет от точки на а/п Залив Креста выполнялся на безопасной высоте 1000 м, с приборной скоростью 70-80 км/ч, в соответствии с РЛЭ. Однако полет производился не по утвержденной МВЛ II категории, а по спрямленному маршруту, в нарушение п.8.5.3 НПП ГА-78. Диспетчер МДП Анадырь в нарушение технологии работы не передал на КДП МВЛ Залив Креста расчетное время, высоту и место входа вертолета в зону УВД а/п Залив Креста.
    После установки связи с а/п Залив Креста экипаж доложил условия полета и получил указание доложить пролет контрольного ориентира г. Черная. Экипаж доложил пролет г. Черная в 03:47, но, выполняя полет по спрямленному маршруту, фактически находился на траверзе горы с удалением 8,3 км от нее. Служба движения не имела возможности осуществлять контроль за полетом с помощью РЛС из-за наличия в этом секторе углов закрытия.
    Аварийная ситуация возникла в воздухе внезапно, в 03:58:42, в 35 км от а/п Залив Креста, во время полета на высоте 1000 м курсом 70° с приборной скоростью 70-80 км/ч, когда КВС обнаружил изменение курса полета и возбужденно спросил: «Что с компасами?», и развивалась скоротечно (23 секунды). Наличие аварийной ситуации заставило экипаж произвести сброс груза.
    Причиной возникновения аварийной ситуации явилось разрушение в воздухе лопастей хвостового винта и корпуса хвостового редуктора, что подтверждается наличием следов распыления масла СМ-9 из хвостового редуктора и мелких частиц от лопастей хвостового винта на удалении 1500 м от места падения и 1000 м от места начала разброса элементов конструкции вертолета по направлению его полета. Отсоединение хвостового винта с горловиной хвостового редуктора явилось причиной потери путевой управляемости и резкого изменения тангажа на пикирование вертолета, что привело к ударам лопастями несущего винта по хвостовому валу трансмиссии. Из-за малой поступательной скорости и отсутствия путевой управляемости вертолет стал вращаться с ускорением до угловой скорости 4-5 рад/с. Отделение хвостового винта и части редуктора массой около 700 кг на плече 21 м привело к возникновению вокруг поперечной оси пикирующего момента, равного 15000 кгм, в результате которого вертолет стал снижаться по нисходящей спирали с энергичным левым вращением, что подтверждается разбросом центробежными силами на большое расстояние деталей вертолета (ВСУ АИ-8) и четырех членов экипажа (бортрадист обнаружен в снегу на склоне сопки в 180 м от места падения вертолета, КВС, штурман-проверяющий и штурман - на ее противоположном склоне в 150 м от вертолета). Вследствие периодического изменения по величине и знаку продольных и боковых сил, моментов на втулки несущего винта, вертолет резко бросало. Возникли большие шарнирные моменты, которые передавались на штоки рулевых приводов. Нагрузки превышали расчетные, что исключало возможность управления вертолетом. Характер повреждений коленей второго пилота и отслоение кожи на ладонях КВС свидетельствуют о сильном биении ручки управления циклическим шагом вертолета. При разрушении конструкции вертолета в воздухе произошло вытекание топлива и его загорание от замыкания электропроводки или горячих газов двигателя. Наличие на отделившихся в воздухе элементах конструкции незначительных следов пожара в виде обгоревшей краски с внешней стороны обшивки вертолета и незначительное наличие окиси углерода в останках погибших свидетельствуют о кратковременности пожара в воздухе.
    Начало разрушения вертолета в полете подтверждается характерным разбросом элементов конструкции, нахождением брызг масла и элементов конструкции лопастей НВ в начале зоны разброса, превышением, удаленностью частей хвостовой балки и повреждением трубы №9 вала трансмиссии над остальными частями конструкции вертолета, а также по зафиксированной на указателе радиовысотомера высоте 150 м при разрушении приемо-передатчика и расшифровкой МСРП-12-96.
    Вертолет упал на склон горы с отметкой 723 м над уровнем моря на высоте 175 м, скатился вниз до высоты 150 м на заснеженное дно горного распадка и частично сгорел на земле (пожар прекратился из-за наличия на месте падения снега глубиной до 4 м). Сброшенный домик находился полностью разрушенным на дне ущелья на высоте 125 м, в 150 м правее места падения вертолета. Хвостовая балка разрушилась в воздухе, имеет следы ударов лопастями НВ, концевая балка оторвалась в воздухе по стыковочному шпангоуту. Катастрофа произошла в 03:59 мск (13:59 местного времени) в 35 км с азимутом 235° от а/п Залив Креста (66°10’ СШ, 179°45’ ЗД). Тела второго пилота и бортмеханика находились в разрушенной пилотской кабине. Причиной смерти остальных членов экипажа явилось падение с большой высоты на склон горы.
    Из-за уклонения экипажа от установленного маршрута, неточного расчетного времени прибытия в пункт назначения и отсутствия радиолокационного контроля в этом районе место происшествия было обнаружено с воздуха только на следующий день, в 22:22 мск 11 марта.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21134
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.03.1971
Заводской номер ВС 715310В
Наработка ВС (часы) 5877
Наработка ВС (циклы) 6103
Силовая установка С33303096 С33303026


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Чаунский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Эгвекинот (Залив Креста)
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Эгвекинот (Залив Креста)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению ГосНИИ ГА, причиной разрушения лопасти хвостового винта явилось ее соударение с посторонним предметом. Наиболее вероятными предметами могли быть отделившийся элемент конструкции вертолета (секция лопасти НВ) или транспортируемого груза (металлический лист обшивки домика).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета явилась потеря путевой управляемости из-за разрушения в полете лопасти рулевого винта вследствие соударения с посторонним предметом.
    Наиболее вероятными предметами могли быть отделившийся элемент конструкции вертолета (секция лопасти НВ) или транспортируемого груза (металлический лист обшивки домика).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.