Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Ивано-Франковского ОАО близ Ужгорода
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 декабря 1991 г.
Время:  15:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, 12 км от а/п Ужгород
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-25602
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Ивано-Франковский ОАО
 


Описание
    Экипаж Ужгородского ОАО выполнял полет по маршруту Киев-Гавриловка-Ужгород с целью перевозки груза по заявке Березовской птицефабрики. На борту находились три пассажира заказчика и 1 500 кг груза. Вылет с площадки н/п Гавриловка (Киевская область) состоялся в 12 часов 26 минут. Катастрофа произошла днем в 15 часов 38 минут при снижении в облаках с эшелона 1 800 м до 900 м для захода на посадку в 12 км от аэропорта Ужгород с азимутом 150 град. По данным метеостанции в облаках наблюдалось обледенение от умеренного до сильного. В полете при истинной воздушной скорости 238 км/ч возникли интенсивные маховые колебания лопастей НВ, вызвавшие их разрушение от изгибающих нагрузок с последующим ударом по двигателям и передней части кабины экипажа. Концевая балка разрушилась в районе шпангоутов 8-9 от воздействия нерасчетных динамических нагрузок вследствие маховых колебаний НВ и в районе шпангоутов 3-5 в результате ударов лопастями. Отделившийся рулевой винт ударил по промежуточному редуктору, что привело к разрушению лопастей и срыву редуктора с посадочного места. Вертолет упал на землю, полностью разрушился и сгорел.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25602
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1991
Заводской номер ВС 99150457
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Ивано-Франковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Гавриловка
Пункт назначения Ужгород
Начальный пункт маршрута Киев (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Ужгород


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной интенсивной разбалансировки НВ явилось возникновение самовозбуждающихся колебаний лопастей по типу циклического флаттера при сочетании следующих основных факторов:
    - Возможность возникновения самовозбуждающихся колебаний лопастей НВ именно на вертолетах Ми-8 (на других типах отечественных вертолетов данное явление не отмечалось)
    - Существенное уменьшение запаса по флаттеру лопастей в условиях их интенсивного обледенения при полете с большой горизонтальной скоростью.
    - Возможные особенности (резонансных упругих характеристик фюзеляжа и системы управления, трений, люфтов и т.п.) данного экземпляра вертолета.
   
    Указанное явление неоднократно в различной степени проявлялось ранее на вертолетах Ми-8, однако было недостаточно изучено, необходимых практических мероприятий для серийного производства и эксплуатации не разработано.
    Предположительно, экипаж потерял работоспособность при ударах лопастей НВ по кабине пилотов, а также из-за нерасчетных, переменных по величине и направлению перегрузок при разрушении несущей системы.
    Нарушений со стороны экипажа и служб УВД не выявлено.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Рекомендации:
    1. При выявлении случаев повышенных несоконусности НВ и уровня вибраций конструкции вертолета, причина которых достоверно не установлена, вертолет от дальнейшей эксплуатации отстранить и вызвать представителя МВЗ им. М.Л. Миля для решения.
    2. Выйти с ходатайством перед ГосНИИ ГА о внесении дополнений в РЛЭ Ми-8 по действиям пилота в условиях возникшей разбалансировки НВ, а также о внесении в эксплуатационно-техническую документацию требований по контролю балансировочных характеристик лопастей НВ.
   
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.