Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10А Украинского УГА в районе Харькова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 мая 1972 г.
Время:  11:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Харьковская область, Близ села Русская Лозовая
Тип ВС:  Ан-10А
Регистрация ВС:  CCCP-11215
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Харьковский ОАО
Рейс:  1491
 


Описание
    Экипаж 87 летного отряда произвел взлет в а/п Внуково в 10:39 и после набора высоты занял эшелон 7 200 м. После пролета Курска экипаж вышел на связь с РДС Харькова и приступил к снижению на ОПРС Готня до 4 500 м. После пролета ОПРС Готня на заданной высоте в 11:43, экипаж получил разрешение на снижение до 1 500 м и передал подтверждение. В 11:51 диспетчер вызвал борт. Экипаж не ответил. Отметка самолета исчезла в 11:53. Разрушенный самолет вскоре был обнаружен в лесу близ н/п Русская Лозовая в 25,3 км севернее а/п Харьков (Основа). Экипаж и все 114 пассажиров, а также сопровождающий МВД, погибли. Расследованием установлено, что при снижении до 1 500 м с вертикальной скоростью 6 м/с и приборной скоростью 400-500 км/ч (параметры полета точно установить не удалось в связи с отсутствием записи на ленте КЗ-63) на расстоянии около 30 км от аэропорта в воздухе на высоте около 1 700 м (истинная 1 500 м) произошло разрушение самолета с почти одновременным отделением обоих полукрыльев (с загибом их вверх), включая центроплан. Самолет перешел в беспорядочное падение с МК=146°, что соответствует курсу следования к третьему развороту с МКпос=263°. Разброс обломков составил 2160х765 м. Фюзеляж столкнулся с землей под углом 60-70°. Погода: облачность 3-4 балла, кучевая высотой 1500-2000 м, верхняя граница 2000-2500 м, тихо, видимость 10 км, t=+27°C, слабая болтанка ниже 2 500 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 115 115
На земле   0
Всего погибших 122


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11215
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.02.1961
Заводской номер ВС 0402502
Наработка ВС (часы) 15485
Наработка ВС (циклы) 11106
Силовая установка Н2314052 Н2214020 С2314190 Н2234148


Сведения о рейсе

Номер рейса 1491
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Харьковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Харьков


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла в результате разрушения в воздухе нижней панели центроплана крыла самолета по нулевой нервюре. Установлено ослабление усталостными трещинами конструктивных элементов нижней панели центроплана (стрингеров и обшивки) в плоскости симметрии самолета по нулевой нервюре. Аналогичные трещины обнаружены на всех осмотренных после катастрофы самолетах Ан-10. Началу разрушения способствовала турбулентность в ясном небе в сочетании с маневром снижения.
    Сопутствующие причины:
    а) конструкция самолета не позволяет обнаружить трещины без расклепывания и снятия стыковочных накладок стрингеров с последующей их заменой;
    б) ОКБ не предусмотрело методы и порядок проведения осмотра нижней части центроплана, в т.ч. в процессе капитального ремонта (самолет №11215 прошел три КР), что не дало возможность обнаружить трещины;
    в) налет самолета №11215, близкий к установленному ресурсу.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.