Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Дальневосточного УГА в районе хребта Джугджур
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 октября 1981 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Аяно-Майский район, хр. Джугджур, 65 км северо-западнее а/п Аян
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22212
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 378 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Аян - Нелькан с промежуточной посадкой в н.п Нурки по заявке райисполкома для вывозки в Нелькан группы артистов (музыкальный ансамбль) из Москвы, Ленинграда и Барнаула.
    Экипаж прилетел в а/п Аян в 08:38 мск. Полет до Аяна из-за наличия низкой облачности над хребтом Джугджур в нарушение требований НПП ГА-78 производился экипажем на высоте ниже безопасной, вдоль линии связи, а не по установленному маршруту.
    Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 13:00 мск предусматривал: ложбина от малоподвижного циклона с центром над восточными районами Охотского моря и прохождением холодного фронта с волнами, облачность 5-8 баллов кучево-дождевая, 300-500 м, 10 баллов средняя, верхняя, осадки, видимость 4-6 км, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, ветер до 3000 м 60-80° 40 км/ч. Прогноз погоды по маршруту, пунктам вылета и посадки, соответствовал ПВП.
    Вылет с пассажирами на борту из а/п Аян произведен в 09:30 мск (16:30 местного времени). Вместо утвержденного маршрута полет опять производился над линией связи на высоте 300 м. В н.п. Нурки экипаж высадил двух пассажиров, а далее следовал по долине реки Алдома и линии связи на высоте около 1200 м, доложив в 09:34 в МДП МВЛ о занятии установленной высоты для этого маршрута 2700 м. Фактическая погода на перевале Джугджурского хребта не позволяла выполнять полет по ПВП на безопасной высоте и по утвержденному маршруту. В условиях ограниченной видимости, сильной болтанки, экипаж продолжил полет до водораздела и поздно принял решение на возврат в район с хорошей погодой. В процессе разворота с малой поступательной и большой вертикальной скоростью вертолет столкнулся со склоном горы. Столкновение произошло при перемещении правым бортом вперед с курсом 150-160°. Удар был плоским, правым бортом, без поступательной скорости, с МК=110°. Вертолет обнаружен на следующий день полностью разрушенным и сгоревшим. Экипаж и 13 пассажиров (10 артистов и 3 местных жителя) погибли.
    Катастрофа произошла в 10:25 мск (17:25 местного вр.) на перевале Джугджурского хребта на высоте 1150 м в 65 км от а/п Аян с азимутом 305° (56°47’СШ, 137°18’ ВД).
    По показаниям очевидцев, на месте происшествия около 10:25 мск фактическая погода была хуже прогнозируемой: наблюдалась облачность 9 баллов кучево-дождевая, сильный северо-западный ветер. Ливневый снег проходил зарядами с кратковременным ухудшением видимости менее 1000 м. Вершины гор при осадках не просматривались.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22212
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1976
Заводской номер ВС 6342
Наработка ВС (часы) 5114
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С98101329 С99301139


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Нелькан
Начальный пункт маршрута Аян
Конечный пункт маршрута Нелькан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем п.8.5.3, 8.5.6, 5.5.12, 5.15.15 НПП ГА-78, выразившееся в выполнении полета не по установленному маршруту на высоте ниже безопасной и несвоевременное (запоздалое) принятие решения на возврат при встрече с погодой хуже прогнозируемой. При развороте на малой высоте, в стесненной склонами гор долине на обратный курс, вертолет столкнулся с землей и потерпел катастрофу.
    Сопутствующие причины:
    - неудовлетворительное метеообеспечение полетов в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах Хабаровского края. Прогноз погоды по маршруту, соответствовавший ПВП, не соответствовал фактической погоде и способствовал принятию экипажем неправильного решения на вылет. Фактическая погода, не соответствовавшая ПВП, оказала влияние на возникновение и развитие аварийной ситуации;
    - недостатки в организации УВД в а/п Аян из-за отсутствия диспетчеров с правом непосредственного руководства полетами. Отсутствие надежных средств контроля за воздушным движением могло оказать влияние не принятие решения командиром вертолета следовать по неустановленной трассе с нарушением безопасной высоты.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.