Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2Р Казахского УГА близ а/д Урожайный
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 января 1987 г.
Время:  14:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Карагандинская обалсть, 34 км севернее а/д Урожайный
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  СССР-16075
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Джезказганская ОАЭ
Рейс:  Х-607
 


Описание
    Экипаж выполнял почтовый рейс Х-607 по маршруту Джезказган - Кара-Кенгир – Кургасын – Амангельды - Сары-Кенгир - Сары-Су – Джетыкошур – Джезказган.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: полет в зоне теплового фронта, видимость 3 000 м, дымка, облачность 6 баллов, слоисто-кучевая 300 м, 10 баллов средняя, верхняя, верхняя граница облачности 3 000 м. С 08:00 до 14:00 – видимость 3 500 м, дымка, с 14:00 до 17:00 – видимость 1 000 м, дымка, туман, облачность 10 баллов, слоистая высотой 100 м.
    После взлета в а/п Джезказган в 09:39 мск самолет произвел посадку в а/п Кара-Кенгир в 10:15 и через 13 минут вылетел в а/п Кургасын, где произвел посадку в 10:57.
    К моменту вылета из а/п Кургасын метеообстановка резко изменилась. Экипаж об изменении метеообстановки не был информирован. Несмотря на рекомендацию командира звена о прекращении выполнения задания экипажем и запрещения вылета из а/п Кургасын, данная рекомендация не была принята ни командиром авиапредприятия, ни ст. диспетчером смены УВД.
    В 11:32 экипаж произвел взлет для продолжения полета по установленному заданием на полет маршруту на а/п Амангельды. На борту находился груз почты весом 368 кг. Затем службой УВД было принято необоснованное решение на дальнейшее продолжение полета на Джезказган, где погода продолжала ухудшаться и не соответствовала минимуму экипажа. Указание следовать на запасной а/д Джезказган было передано экипажу через 2 минуты после взлета. Экипаж подтвердил указание и произвел разворот на Джезказган. Диспетчер МДП передавал экипажу следующую фактическую погоду а/п Джезказган: в 11:35 – высота облачности 160 м, тенденция туман, в 11:41 (за 11:36) – видимость 3 000 м, дымка, высота облачности 120 м, в 11:44 – видимость 2 000 м, высота облачности 100 м, тенденция туман.
    В 11:45 диспетчер МДП передал экипажу рекомендацию следовать на запасной а/д Урожайный и его фактическую погоду – облачность 10 баллов, слоистая, высотой 300 м, низовая метель, видимость 3 000 м, ветер 180° 8-10 м/с. При этом диспетчер имел фактическую погоду а/п Урожайный за 11:10 с видимостью 2 000 м, но передал экипажу видимость 3 000 м.
    Выполняя полет в сложных метеоусловиях, экипаж взял приблизительный курс на данный аэродром, следуя вдоль ЛЭП и имея информацию о хорошей погоде в том районе. Затем связь с экипажем пропала. Поиски самолета с воздуха и наземными группами осложнялись сложными погодными условиями – метелью с видимостью 1 000 м и ветром до 18 м/с, а также низкой облачностью 100 м. Место катастрофы обнаружено через 5 дней, в 09:10 мск 11.01.87, в 34 км севернее а/д Урожайный (190 км от а/п Джезказган с азимутом 353°).
    Самолет уклонился от трассы полета на Урожайный к северу. Во время полета в условиях обледенения и ограниченной видимости из-за снегопада над заснеженной местностью на высоте ниже безопасной экипаж потерял визуальный контакт с землей. В 12:03 мск самолет столкнулся с возвышенностью на высоте 680 м. Он коснулся земли правой нижней плоскостью с разрушением правой полукоробки, затем ударившись двигателем с разрушением силовой установки и разворотом через правую полукоробку. На расстоянии 60 м от места первого касания земли силовая установка отделилась. Самолет продвинулся еще 80-90 м и остановился.
    Второй пилот, найденный живым, эвакуирован вертолетом и доставлен в больницу, где скончался 13.01.87 в результате начавшейся интоксикации из-за обморожения конечностей 2-4 степени и общего переохлаждения. При столкновении с землей его выбросило в салон. Он получил травмы средней тяжести и, очнувшись на пачках газет и не найдя КВС (который погиб при ударе), решил остаться у самолета. 5 дней второй пилот провел при значительных отрицательных температурах воздуха, питаясь найденными в посылках конфетами и орехами.
    Комиссия зафиксировала на самолете отложения льда толщиной от 0,5 до 4 мм.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС СССР-16075
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.08.1975
Заводской номер ВС 1G164-29
Наработка ВС (часы) 6596
Наработка ВС (циклы) 12292
Силовая установка 1522202


Сведения о рейсе

Номер рейса Х-607
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Джезказганская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кургасын
Пункт назначения Джезказган
Начальный пункт маршрута Джезказган
Конечный пункт маршрута Джезказган


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: экипаж, в нарушение требований НПП ГА-85, при ухудшении метеоусловий, не позволяющих продолжать полет по ПВП, не доложил об этом диспетчеру, не перешел на полет по ППП (возможности набрать безопасную высоту для полета по ППП могло не быть в связи с обледенением самолета).
    Диспетчер МДП не препятствовал вылету из а/п Кургасын, хотя полет ВС не обеспечивался запасным аэродромом и прогнозом погоды по маршруту в связи с изменившейся метеообстановкой, и необоснованно дал указание экипажу следовать на Джезказган, а в дальнейшем дезинформировал экипаж о погоде в Урожайном и порекомендовал экипажу его в качестве запасного, в нарушение НСД ГА-81 м Технологии работы диспетчера МДП.
    На развитие аварийной ситуации повлияло отсутствие на Ан-2 ПОС, что привело к невозможности полета в условиях обледенения.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось необоснованное принятие решения на дальнейшее продолжение полета из Кургасына сначала на Джезказган, в дальнейшем на Урожайный, командиром авиапредприятия, ст. диспетчером, диспетчером МДП и зам-ем к-ра АЭ.
    В момент принятия решения коррективы прогноза погоды, фактическая погода по маршруту полета и запасным аэродромам не обеспечивали безопасный исход полета.
    Сопутствующие причины:
    – отсутствие доклада экипажа о полете при фактической погоде и непринятие решения на возврат на аэродром вылета при попадании в метеоусловия, несоответствующие выполнению полетов по ПВП;
    - неудовлетворительное метеообеспечение полета: неоправдавшийся прогноз по маршруту полета и запасным аэродромам.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Ан-2 №16075 в пос. Косколь Джезказганской обл., август 1983 г.
    Фото: Михаил Уткин
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.