Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Мячковского ОАО в 77 км от Тарко-Сале
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 октября 1989 г.
Время:  13:57
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 77 км юго-западнее Тарко-Сале
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  CCCP-21886
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Мячковский ОАО
 


Описание
    


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 2
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-21886
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1967
Заводской номер ВС 7683106
Наработка ВС (часы) 15034
Наработка ВС (циклы) 10890
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Мячковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     Экипаж выполнял полетное задание по заявке ПО «Удмуртгеология» по перевозки грузов на внешней подвеске с подбазы «Северная», расположенной в 77 км от Тарко-Сале с азимутом 230°, на несколько буровых. Накануне вылета КВС договорился с работником ДПМК-1 о перевозке на подбазу с неработающей буровой №457 заброшенного домика типа 3КТ-4С (балка) массой 5,5 тонн для использования его в качестве жилья. На подбазе «Северная» на борт были взяты два неоформленных пассажира, вышеупомянутый работником ДПМК-1 и его помощник. Затем экипаж самовольно, без доклада службе УВД, совершил непредусмотренную планом полетов посадку на буровой №457, где высадил пассажиров для подготовке балка к транспортировке. После высадки пассажиров экипаж совершил взлет и приступил к выполнению полетного здания. Выполнив заявленный объем работ, экипаж вторично произвел посадку на буровой №457. Балок был подцеплен на внешнюю подвеску, а неоформленные пассажиры вновь были приняты на борт. В 13 часов 14 минут экипаж произвел взлет для следования на базу.
Описание развития аварийной ситуации     Через 39 минут 34 сек после взлета на удалении 8 км от подбазы «Северная» от крыши балка оторвались несколько металлических листов. Они попали в лопасти рулевого винта. Это привело к разрушению концевых частей двух рядом расположенных лопастей, что вызвало дисбаланс рулевого винта, интенсивную вибрацию вертолета и повышенное динамическое нагружение конструкции концевой балки.
    Управление взял на себя пилот-инструктор. Через 1-1,5 сек. После возникновения вибрации груз был сброшен. Несмотря на наличие интенсивной вибрации, понимая причины ее возникновения, экипаж принял решение продолжать полет до подбазы. Не доложив службе УВД о возникновении особой ситуации, экипаж приступил к разгону скорости до 200-220 км/ч. Такое решение было вызвано либо надеждой скрыть случившееся, либо опасением производить вынужденную посадку на заболоченную тундру. Экипаж выполнил левый доворот для выхода на подбазу. В течение 2 минут 10 секунд полет продолжался без заметного нарушения управляемости, но с интенсивной вибрацией конструкции вертолета. За 1 мин 27 сек до столкновения с землей на скорости 190 км/ч экипаж приступил к гашению скорости с правым разворотом для выхода на посадочный курс. Разворот выполнялся с креном 25° на скорости 80-150 км/ч в течение 23 секунд. Энергичное выполнение разворота вызвало дополнительное нагружение концевой балки. После выхода из разворота общий шаг был сброшен практически до нуля и дальнейший полет проходил со снижением и постепенным увеличением тангажа до 10-11° с уменьшением поступательной скорости. За 24 секунды до столкновения с землей на высоте 15-20 м экипаж приступил к выполнению зависания для посадки. Был увеличен общий шаг НВ и началось отклонение вперед правой педали с увеличением мощности двигателей. В этот момент (за 5,5 секнуд до столкновения с землей) произошло отделение рулевого винта вместе с хвостовым редуктором. Вертолет перешел в неуправляемое вращение с увеличением тангажа до +30° и правого крена до 69°. Столкновение с землей произошло с тангажом +22° и правым креном 36° в 26 метрах от вертолетной площадки. Вертолет упал на правый бок и почти полностью сгорел. КВС и штурман погибли, остальные получили различные травмы.
   
Описание выявленных причин АП     Причиной катастрофы явилось повреждение в полете лопастей рулевого винта листами железа, сорванными с перевозившегося на внешней подвеске груза (балка), что привело к возникновению нерасчетного нагружения и интенсивной вибрации конструкции с последующей потерей путевой управляемости в результате отделения от вертолета рулевого винта с хвостовым редуктором., что явилось сочетанием следующих факторов:
    - нарушения дисциплины экипажем вертолета, самовольно принявшим к перевозке неоформленный груз, непригодный к перевозке на внешней подвеске.
    - неудовлетворительного контроля со стороны КЛО и непринятия мер по предупреждению нарушений пилотом-инструктором.
    - непринятия эффективных мер по результатам расследования катастрофы Ми-10К 21.04.89 со стороны МГА, УГАЦ и Мячковского ОАО. В ходе расследования было установлено, что экипаж был ознакомлен с информацией о катастрофе вертолета Ми-10К 21.04.89, произошедшей по точно таким же причинам, но тем не менее принял непригодный к перевозке на внешней подвеске груз.
    - в процессе захода на посадку экипажем не был выполнен предусмотренный РЛЭ комплекс мер перед вынужденной посадкой, в частности покидание штурманом своего рабочего места и открытие бортмехаником створок грузового люка.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.