Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Мячковского ОАО близ Люберец
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 июня 1991 г.
Время:  14:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, 1,8 км юго-западнее а/п Люберцы
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  CCCP-22235
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Мячковский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по маршруту а/п Мячково - н.п. Сатино Калужской обл. - Брянская обл. - а/п Мячково с целью доставки семи членов авиационно-технического клуба на бывшие аэродромы Великой Отечественной войны по заявке МАИ им. Серго Орджоникидзе. На борту находился также груз весом 100 кг.
    После выполнения задания, в связи с просьбой пассажиров, по согласованию со службой УВД и по разрешению руководителя полетов аэродрома ДОСААФ Тушино, в 13:59 экипаж произвел посадку на а/д Тушино и, высадив всех пассажиров, не выключая двигателей, в 14:01 произвел взлет для следования на базовый а/д Мячково. Дальнейший полет выполнялся в соответствии с правилами производства полетов в Московской воздушной зоне над МКАД на высоте 150 м в простых метеоусловиях. В 14:19 экипаж доложил службе движения а/п Быково о пролете г. Люберцы и получил разрешение на переход под управление службы движения а/п Мячково. В дальнейшем экипаж на связь больше не выходил.
    Через 21 минуту после взлета, в горизонтальном полете, произошло разрушение хвостовой балки в районе стабилизатора и отделение ее хвостовой части от вертолета. В результате неуправляемый вертолет с левым креном и значительным углом тангажа на пикирование, имея большую вертикальную скорость, практически без поступательной скорости, упал в лесной массив с высотой деревьев 20-25 м и средним расстоянием между ними до 8 м, в 260 м от МКАД (55°40’20”СШ, 37°50’30”ВД) и в 1800 м юго-западнее а/д Люберцы, разрушился и сгорел.
    По показаниям очевидцев, на последнем этапе полета, после доворота влево на 15-20°, что соответствует курсу на а/д Мячково, вертолет стал рыскать по курсу и раскачиваться по тангажу. Одновременно отмечается возникновение хлопков ударного характера, после которых от вертолета стали отделяться элементы обшивки, а затем произошло отделение хвостовой балки в районе стабилизатора, после чего вертолет с левым креном и значительной вертикальной скоростью в 14:22 упал на землю, разрушился и частично сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-22235
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.04.1976
Заводской номер ВС 6377
Наработка ВС (часы) 14414
Наработка ВС (циклы) 21282
Силовая установка С93211245 С91111272


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Мячковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Тушино)
Пункт назначения Москва (Мячково)
Начальный пункт маршрута Москва (Мячково)
Конечный пункт маршрута Москва (Мячково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что вначале произошло соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой в районе стабилизатора. Произошло разрушение балки на глубину 85-90 мм и ослабление ее конструкции. Под действием тяги и крутящего момента от рулевого винта, веса концевой балки и смонтированных в ней агрегатов, произошло дальнейшее разрушение хвостовой балки и соударение рулевого винта с концевой балкой. Последующие удары лопастей несущего винта по хвостовой балке разрушили ее по наклонному сечению от шпангоута №4 до шпангоута №15 внизу.
    Хвостовой редуктор с рулевым винтом и частью концевой и хвостовой балок находился на земле, на кромке лесной поляны, в 70 м с А=170° от фюзеляжа вертолета, промежуточный редуктор с частями концевой и хвостовой балок - в 25 м от фюзеляжа вертолета с А=180°.
    26.12.89 вертолет проходил ремонт на заводе №21 ГА. После ремонта налет составил 494 часа 47 минут, 649 посадок.
    При разборке левого авиагоризонта установлено, что ось гиромотора вместе с контровочной гайкой и резьбовой втулкой повернута относительно контрольной риски, нанесенной краской на крышке корпуса, примерно на 90° в сторону выкручивания оси. Данное обстоятельство в полете могло привести к раскрытию корпуса гироузла. Раскрытие корпуса гироузла однозначно подтверждается наличием различных повреждений деталей гироузла. В процессе работы гиромотора с раскрытым корпусом происходило поочередное выкручивание и вкручивание оси ротора. В процессе разворота на высоте 150 м, на скорости 180 км/ч, при шаге и оборотах НВ соответственно 6° и 95%, произошел отказ левого авиагоризонта, что привело к выдаче ложных сигналов текущих значений тангажа и крена и их поступлению в исправный автопилот. Отказ мог привести к резкому завалу гироузла на кабрирование или пикирование, резким колебаниям гироузла по крену и тангажу (от упора до упора) и к нутационным колебаниям гироузла с нарастающей амплитудой и снижающейся частотой во время торможения гиромотора, вращающегося в раскрытом корпусе. Колебания, сопровождающие нутационное движение, могли быть восприняты экипажем как вибрация вертолета и явиться поводом для сброса общего шага в сочетании с энергичным отклонением ручки циклического шага «на себя», что могло привести к соударению лопастей НВ с хвостовой балкой. Соударение лопастей НВ с хвостовой балкой могло также явится следствием энергичного пилотирования с отклонением ручкой циклического шага тарелки автомата перекоса вперед до 3-4° и «на себя» до упора после первого отклонения на 1,2° автопилотом, что не исключено при раскачке вертолета, обусловленной противофазным отклонением ручки циклического шага в процессе парирования экипажем резких колебаний вертолета вследствие поступления ложных сигналов через автопилот на тарелку автомата перекоса.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета является разрушение его конструкции в полете в результате соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой. В связи с уничтожением при пожаре средств объективного контроля однозначно квалифицировать ситуацию, возникшую на вертолете, не представилось возможным. Наиболее вероятно, что к соударению лопастей с балкой привели рефлекторные управляющие действия экипажа по парированию неожиданной разбалансировки ВС, возникшей вследствие поступления ложных знакопеременных сигналов от отказавшего левого авиагоризонта через исправный и включенный автопилот на тарелку автомата перекоса. Отказ левого авиагоризонта произошел из-за раскрытия корпуса гироузла, которое явилось результатом одного из следующих факторов или их сочетания:
    - недозатяжки винтов втулки корпуса при капитальном ремонте на заводе №21 ГА;
    - использования при сборке узла деталей, изготовленных с отступлением от требований чертежа;
    - конструктивного несовершенства узла опоры оси гиромотора, заключающегося в отсутствии надежной контровки.
    Авиационному происшествию могло способствовать отсутствие в РЛЭ Ми-8 четких указаний экипажу по действиям при отказе левого авиагоризонта и рекомендаций по предотвращению соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.