Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Тюменского УГА близ Горноправдинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 августа 1978 г.
Время:  18:39
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, Уватский район, 31,5 км юго-восточнее а/п Горноправдинск
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21883
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
 


Описание
    Экипаж 255 летного отряда выполнял полет по обслуживанию дирекции строящейся Ново-Свердловской ТЭЦ с целью доставки груза из г. Тюмень в г. Сургут. После доставки груза по назначению экипаж перелетел из а/п Сургут в а/п Нефтеюганск для дозаправки топливом с целью дальнейшего следования в Тюмень. Взлет из Нефтеюганска произведен в 15:42 мск (17:42 местного времени) в дневных условиях, при погоде в пункте взлета, прогнозу по маршруту и пункту посадки, соответствующими минимуму КВС.
    Полетный вес 36191 кг и центровка +110 мм не выходили за пределы установленных норм.
    После набора высоты полет проходил по ППП в облаках на эшелоне 1200 м, без отклонений техники пилотирования от рекомендаций РЛЭ. На 42 минуте полета (около 16:24) система МСРП-12-96 зафиксировала одновременный сбой записи всех параметров полета (продолжительностью около 7 секунд). Через 3 секунды после сбоя в системе МСРП-12-96 появилась разовая команда «Основная гидросистема не работает». Запись этой команды продолжалась в течение всего остатка полета (около 15 минут). В 16:25 экипаж доложил диспетчеру МДП а/п Сургут об отказе основной гидросистемы и принятом решении перейти на визуальный полет для производства вынужденной посадки. Вертолет был переведен на снижение через 1,5 минуты после отказа основной гидросистемы с вертикальной скоростью 5 м/с. Параметры полета сохранялись в норме. В 16:30 экипаж доложил службе движения а/п Сургут о выходе на визуальный полет и занятии высоты 250 м для следования в ближайший неклассифицированный аэропорт Горноправдинск, где имеются посадочные площадки для вертолетов Ми-6. Возможности экипажа в выборе площадки с воздуха для производства вынужденной посадки после выхода на визуальный полет были ограничены из-за таежного леса с отдельными болотами. Для обеспечения полета экипаж передал в аэропорты Сургут и Ханты-Мансийск просьбу включить приводную радиостанцию в Горноправдинске. Однако радиостанция, работающая по заказу, не могла в этот момент быть включена из-за выключения электропитания общей сети поселка Горноправдинск и выхода из строя (еще в июле 1978 г.) резервного источника электроснабжения. Телефонная связь Ханты-Мансийска и Сургута с Горноправдинском также была прервана.
    Через 56,5 минут после взлета (в 16:38) произошел вторичный сбой записи всех параметров полета МСРП-12-96 продолжительностью около 5 секунд, аналогичный первому сбою, после чего запись прекратилась. К моменту второго сбоя приборная скорость полета составляла 138 км/ч, истинная высота полета 135 м (по барограмме). С этого момента связь с вертолетом прекратилась, на запросы экипаж не отвечал.
    Организованными поисками вертолет обнаружен в 31,5 км юго-восточнее а/п Горноправдинск (с А=140°) разрушенным (59°50’30” СШ, 70°17’10” ВД). Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 16:39:30 мск на заболоченной равнинной местности, покрытой редколесьем с высотой деревьев 5-8 м.
    Незафиксированный МСРП-12-96 участок полета составил до столкновения с землей не более 1 минуты. Вертолет столкнулся с землей с левым креном около 90° и углом тангажа 5-10° на пикирование, с вертикальной скоростью около 10 м/с и практически нулевой поступательной скоростью.
    Погода в момент происшествия: высота облачности 150-200 м, горизонтальная видимость 2-3 км, что соответствовало минимуму КВС.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21883
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС октябрь 1965 г.
Заводской номер ВС 5682309
Наработка ВС (часы) 8191
Наработка ВС (циклы) 6615
Силовая установка С3122003 С34203106


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нефтеюганск
Пункт назначения Тюмень (Плеханово)
Начальный пункт маршрута Сургут
Конечный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что на 42-й минуте полета произошел отказ основной гидросистемы вертолета, а через 15 минут после ее отказа - отказ дублирующей гидросистемы. Последний отказ привел к полной потере управляемости. Экипаж в сложившейся ситуации не имел возможности обеспечить безопасный исход полета. Неуправляемый вертолет упал на землю.
    ГосНИИ ЭРАТ ГА сделало заключение, что отказ основной гидросистемы произошел в результате попадания посторонних частиц в зазор золотниковой пары промежуточного золотника автомата разгрузки насосов ГА-77МН из гидросистемы объекта исследования.
    Наиболее вероятной причиной отказа дублирующей гидросистемы является производственный дефект, допущенный при изготовлении агрегата ГА-77МН №Н911Е1153 на предприятии а/я А-1773 и заключающийся в том, что на корпусе агрегата в одной из кольцевых проточек была оставлена острая кромка. Её наличие привело к срезу кусков резины трех резиновых уплотнительных колец гильзы командного золотника при сборке агрегата в процессе ремонта на заводе №401 ГА (срез колец при монтаже обнаружить невозможно) и попаданию частиц резины во внутренние полости агрегата. Отказу гидросистемы могло способствовать наличие воды в масле АМГ-10 (примерно 0,1% по объему). Наличие воды в масле может приводить к увеличению усилий трения в трущихся парах. Отказу дублирующей гидросистемы могли способствовать повышенные зазоры в золотниковых парах агрегата ГА-77МН, что повышает вероятность заедания золотников в результате попадания в зазоры крупных частиц.
    На предприятии п/я В-2323 были проведены специальные стендовые испытания гидроблока с добавлением 0,1% воды по объему масла. Анализ результатов испытаний позволяет сделать вывод, что указанное содержание воды существенное влияние на отказ агрегатов ГА-77МН в данном случае не оказало.
    Повышенные зазоры в золотниковых парах, выявленные при микрообмере агрегата ГА-77МН дублирующей гидросистемы вертолета, согласно заключению предприятия п/я А-1773, не являются нарушением технологии работы агрегата.
    Анализ проб масла, проведенный ГосНИИ ЭРАТ ГА, показал, что присутствие механических примесей не превышает среднестатистических их норм наличия в работавшем масле.
    Отказы агрегатов ГА-77МН из-за попадания посторонних частиц в зазоры золотниковых пар носят на вертолетах Ми-6 систематический характер. В течение 1975-77 гг в ГА и ВВС произошло 18 таких отказов.
    Основными причинами отказов являются следующие конструктивные недостатки гидросистемы вертолета:
    - низкая эффективность фильтрации рабочей жидкости: фильтр имеет размер ячеек 80 микрон, величина зазоров в золотниковых парах - до 17 микрон;
    - малые усилия, воздействующие на промежуточный золотник при его перемещении для переключения насосов, повышают его чувствительность к повышению усилий трения при попадании в зазор сравнительно мягких посторонних частиц;
    - использование насоса постоянной производительности, что вызывает необходимость частых срабатываний автомата разгрузки (3-4 раза в минуту) и приводит к высоким динамическим нагрузкам на систему.
    Конструкция гидросистемы вертолетов Ми-6 не исключает попадание посторонних частиц и влаги в гиросистему через дренаж в процессе эксплуатации, так как дренажная система гидробаков основной и дублирующей систем открытого типа, а воздушные фильтры в дренажных трубопроводах имеют размер ячеек 30-40 микрон.
    На вертолетах Ми-8, имеющих аналогичное конструктивное выполнение гидросистемы за 1975-77 гг произошло 11 отказов из-за попадания в агрегаты ГА-77МН посторонних частиц. И в то же время на самолетах Ан-24, имеющих аналогичную гидросистему, но с установленным перед агрегатом ГА-77МН фильтром тонкой очистки с размерами ячеек 12-16 микрон - всего 2 случая.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Катастрофа вертолета произошла по причине отказа в работе основной и дублирующей гидросистем. Отказ основной гидросистемы произошел в результате попадания посторонних частиц из гидросистемы вертолета в зазор золотниковой пары промежуточного золотника автомата разгрузки ГА-77МН №908Е387 вследствие конструктивного недостатка гидросистемы вертолета Ми-6 - отсутствия эффективных средств защиты агрегатов ГА-77МН от попадания посторонних частиц.
    Наиболее вероятной причиной отказа дублирующей гидросистемы явилось попадание частиц резины в полость промежуточного золотника гидроагрегата ГА-77МН № Н911Е1153 из-за производственного дефекта, допущенного предприятием п/я А-1773 при изготовлении агрегата и заводом №401 ГА при его ремонте.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.