Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Арго близ Нефтеюганска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 августа 2005 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, пос. Звездный, 4 км юго-западнее Нефтеюганска
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22634
Авиакомпания:  Арго
 


Описание
    Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22634 выполнял аэровизуальный полет на высоте 90 м по осмотру трассы нефтепровода с посадками на площадки, подобранные с воздуха, по маршруту: посадочная площадка «Победит» - ЛПДС «Каркатеевы».
    На последнем отрезке полета после взлета с площадки в районе в районе 253-го км нефтепровода, днем в простых метеоусловиях, в течение 14 сек вертолет летел с изменением МК от 179 град. до 160 град. и переменным левым креном 80-40. В этот момент произошло столкновение ВС с емкостью, перевозимой на длинной (более 40 м) внешней подвеске вертолетом Ка-32 RA-31010, следовавшим с МК 240 град. на высоте 140 м.
    В результате столкновения двух ВС были полностью разрушены лопасти несущего винта вертолета Ми-8 и емкость, перевозившаяся вертолетом Ка-32.
    Вертолет Ми-8, потеряв управление, упал на берег водоема и полностью разрушился.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22634
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1980
Заводской номер ВС 8019
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Арго
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     В 03:08:13 экипаж передал в эфир информацию о взлёте в Каркатеево и далее проследовал на «64км» трассы нефтепровода, где в 03:13:06 с висения высадил бригаду ЭиХЗ из трёх человек. При этом не были выполнены требования п.6.6.3.1. правил фразеологии и радиообмена в части - «при прибытии на место выполнения авиационных работ экипаж ВС докладывает диспетчеру об изменении плана полётов» и п.7.5.2. НПП ГА-85 в части - «изменение маршрута производится с разрешения диспетчера службы движения, под непосредственным управлением которого осуществляется полёт».
    В 03:14:03 вертолёт взлетел с площадки «64км» и проследовал на площадку «253км», расположенную от Нефтеюганска на удалении 5580м с А=319град. Экипаж о следовании по этому маршруту диспетчеру не доложил.
    В 03:21:51 экипаж произвёл посадку на площадку «253км».
    В 03:29, находясь на площадке «253км» в ожидании пассажиров, по KB радиостанции, через радиобюро Тобольска, доложил службе движения о продолжении работы по трассе нефтепровода Каркатеево в сторону «109км». О своем фактическом местонахождении экипаж не доложил.
    Таким образом, с этого момента экипаж дезинформировал диспетчера МДП «Сургут» о своем местоположении. Фактический маршрут следования принципиально отличался от заявленного, что не позволило диспетчеру принять своевременные меры по предотвращению опасного сближения вертолетов Ка-32Т RA-31010 и Ми-8Т RA-22634.
   
    В 03:44, взяв на борт двух пассажиров, экипаж произвёл взлёт с целью осмотра трассы нефтепровода по маршруту: «253км» -«43км» - «34км» - «234км» - «251км».
    В 04:05, закончив работу по осмотру трассы нефтепровода, следовал на площадку «253км».
   
    Вертолёт Ка-32Т RA-31010 с грузом на длинной (более 40 м) внешней подвеске (расходная ёмкость с авиакеросином для дозаправки вертолёта в районе работ на площадке «Пойковская») произвёл взлёт с площадки № 90 вертодрома «Нефтеюганск» в 04:02:56.
    После взлёта экипаж пытался связаться диспетчером УВД на частоте 134,1МГц (МДП Сургут сектор «Юг»). Связь с диспетчером установлена не была, так как 18.08.05г, по решению РП дежурной смены РЦ ЕС ОрВД, были объединены оба сектора «Север» «Юг», и связь велась на частоте 122,7МГц. Информация о принятом решении через службу аэронавигационной информации не публиковалась.
    Решение руководителя полётов об объединении двух секторов было неправомочно.
    В 04:05:11 на частоте 122,7МГц экипаж вертолёта Ка-32Т сообщил диспетчеру МДП «Сургут» о фактическом времени вылета, пункте назначения и расчётном времени прибытия.
   
    В 04:05:35 диспетчер МДП сообщил экипажу минимально-приведённое давление (750мм.рт.ст.), заданную высоту полёта (250м) и предупреждение о работе бортов в районе «Пойковская». Информацию о работе вертолёта Ми-8Т RA-22634 в районе Нефтеюганска не передал, так как имел ложные сведения о его фактическом местонахождении. Экипаж вертолета Ка-32 подтвердил заданную высоту, однако, не занял 250 м, перешёл на снижение, не доложив диспетчеру о причине снижения, и в течение 33 сек, снизился до высоты около 150 м.
    По пояснениям КВС, снижение производилось для предотвращения столкновения с птицей, которую он наблюдал в передней полусфере. Эту информацию подтверждает и второй пилот.
    На момент снижения экипаж мог наблюдать вертолёт Ми-8Т, который находился в этом же секторе. Расстояние между вертолётами составляло 2300 м.
    В соответствии с п.8.1.12.4 НПП ГА-85 при полёте по маршруту, в случае обнаружения на траектории полёта воздушного судна птиц, экипаж должен обходить их стороной или пролетать над ними, что не было выполнено. В нарушение п. 4.6.8. Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в ГА (РООП ГА-89) информация о скоплении птиц с борта вертолета Ка-32 службе движения не передавалась.
    В 04:06 расстояние между вертолетами составляло 1,2 км, углы визирования с вертолёта Ми-8Т – 63 град. слева, с вертолёта Ка-32Т – 49 град. справа.
    В 04:06:11 расстояние между вертолётами составило около 500м, углы визирования с вертолета Ми-8Т слева – 46 град., с вертолета Ка-32Т справа - 51 град. от направления полёта.
    В 04:06:18,3 в районе площадки «253км» на высоте около 100 м и скорости 177 км/час с МК=170 град, креном +6 град. вертолёт Ми-8Т 22634 столкнулся с грузом, перевозимым на внешней подвеске вертолётом Ка-32Т 31010. В момент столкновения вертолет Ка-32Т 31010 следовал на высоте 156 м, на скорости 172 км/ч, с МК=239 град., с креном -1 град. и углом тангажа -2 град.
    В результате столкновения произошло разрушение несущего винта, вертолёт Ми-8Т потерял управляемость, упал на берег водоёма на удалении 3640 м от площадки «253км» и полностью разрушился. Экипаж и один пассажир погибли. Эвакуация пострадавших пассажиров была проведена экипажем вертолёта Ка-32Т.
    Вертолет Ка-32, его экипаж (3 чел.) не пострадали. Был отрублен только штатный "паук" внешней подвески.
   
   
Описание выявленных причин АП     Результаты расшифровок полётной информации (БУР) обоих вертолётов и магнитофона МС-61 вертолета Ми-8Т 22634 свидетельствуют об отсутствии визуального контакта между экипажами при их сближении.
    В соответствии с п.5.3.1. НПП ГА-85 правила визуальных полетов (ПВП) предусматривают выдерживание установленных интервалов между ВС путём визуального наблюдения экипажами за полётами других ВС и, кроме того, согласно п.5.3.5. НПП ГА-85 полёты по ПВП выполняются с максимальной осмотрительностью всех членов экипажа ВС, что не было выполнено.
    С момента выхода на связь на частоте 122,7 МГц экипаж вертолёта Ка-32Т вёл постоянно радиообмен с диспетчером МДП «Сургут». После получения информации об условиях полёта, экипаж в течение 1 мин 30 сек, был отвлечён переговорами с диспетчером УВД, который выяснял бортовой номер ВС. Эти переговоры закончились за 7-8 секунд до столкновения.
    Экипаж вертолёта Ми-8Т работал на той же частоте и должен был прослушивать эфир.
    Экипаж вертолета Ми-8Т работал в качестве ретранслятора между экипажами и службой движения. А в период 4:05:16 - 04:06:08 был занят поиском нитки нефтепровода, которую идентифицировал за 10-11 секунд до столкновения.
    Экипажу вертолета Ми-8 из-за воздействия солнечных лучей был существенно затруднен визуальный обзор в левой полусфере.
   
   
Выявленные при расследовании недостатки     Принятое правлением Нефтеюганского ОАО решение (приказ № 653 от 08.12.04) о ликвидации аэропортовой деятельности аэродрома «Нефтеюганск» и переоборудовании его в вертодром, последующее неправомерное прекращение функционирования служб и средств ОВД на его территории, совмещение секторов УВД «Юг» и «Север» МДП «Сургут» в нарушение приказа начальника Сургутского РЦ УВД (№ 132 от 23.05.05) привело к снижению эффективности организации ОВД МДП «Сургут», что в условиях низкого уровня УКВ радиосвязи в этом районе и ложной информации экипажа вертолета Ми-8 о маршруте следования не позволило диспетчеру ОВД оценить взаимное расположение вертолетов Ми-8 и Ка-32 и предотвратить их опасное сближение.
    Действующие в гражданской авиации правила полетов, Руководство по производству полетов авиакомпании «Нефтеюганский ОАО» не содержат четких указаний о необходимости специального декларирования полета с внешней подвеской с обозначением ее параметров, требований о докладах о диапазоне занимаемых высот при этом, что не позволяет службам ОВД и участникам воздушного движения объективно оценивать возможность расхождения бортов по высоте полета».
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа явилась следствием сочетания следующих факторов:
    - неудовлетворительная визуальная осмотрительность экипажа вертолета Ка-32, невыполнение указания диспетчера ОВД о занятии заданной высоты 250м, переход в снижение на конечном этапе полета до высоты 150 м (при общей длине троса внешней подвески вместе с перевозимым грузом -47 м), что предопределило столкновение вертолета Ми-8, следовавшего на высоте около 100м с системой внешней подвески вертолета Ка-32. Вылет вертолета Ка-32 с базового вертодрома «Нефтеюганск» был произведен без согласования с органами УВД (диспетчерская служба на вертодроме отсутствует), согласование с диспетчером МДП «Сургут» производилось уже в процессе полета в течение 1 -2 минут, что отвлекло внимание экипажа от функции визуального контроля обстановки в критической зоне. Диалог «экипаж-диспетчер» закончился за 7-8 секунд до столкновения.
    - отсутствие радиоосмотрительности экипажа вертолета Ми-8, выполнявшего авиационные работы в районе, несогласованном с диспетчером ОВД, низкий уровень его визуальной осмотрительности, усложненный в последние 1-2 минуты полета воздействием солнечных лучей на обзор в левой полусфере кабины экипажа, что исключило возможность своевременного обнаружения опасности и предотвращения столкновения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.