Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т 2-го Архангельского ОАО в пос. Варандей
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 марта 2006 г.
Время:  08:06
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская облость, НАО, пос. Варандей
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24485
Авиакомпания:  2-ой Архангельский ОАО
 


Описание
    Вертолет перевозил родственников погибших в катастрофе Ан-24 RA-46489, которая произошла в пос. Варандей 16 марта 2005 г. Они должны были присутствовать на церемонии освящения часовни, построенной в память о погибших.
    В процессе захода на посадку, который выполнялся над заснеженной, малоориентирной местностью в простых метеоусловиях, вертолет (по показаниям очевидцев) при незначительной поступательной скорости перешел на снижение с углом тангажа на пикирование до 40°. На удалении 1830 м от намеченного места посадки вертолет в столкнулся носовой частью фюзеляжа с земной поверхностью и опрокинулся на правый борт с курсом, обратным направлению полета.
    В результате авиационного происшествия 1 пассажир погиб, все члены экипажа и 11 пассажиров получили травмы различной степени тяжести.
    На вертолете разрушены носовая часть фюзеляжа, несущий и рулевой винты, хвостовая, килевая балки, хвостовой редуктор, подкос правой основной опоры шасси. Пожара на месте события не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 16 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24485
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1986
Заводской номер ВС 98628927
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания 2-ой Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Тобой
Пункт назначения Варандей
Начальный пункт маршрута Тобой
Конечный пункт маршрута Варандей


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     До 08 час 05 мин полет проходил без отклонений. При этом КВС выдерживал скорость 120 км/час, сохранял высоту 180 – 190 м по Р = 760 мм.рт.ст. (истинная высота: 90 – 100 м по Р = 752мм рт. ст.). Режим работы двигателей соответствовал значению общего шага 3,5 – 4 град., при оборотах НВ 96-96,5%.
    В 08 час 05 мин 16 сек 2-ой пилот доложил: «Удаление 2 и 2», что означает: удаление 2200 м.
    В 08 час 05 мин 25 сек, на удалении около 2000 м от посадочной площадки, на самописце САРПП-12Д1М было зафиксировано уменьшение общего шага с 3,8 град. до 1,4 град, а через 3 сек. - увеличение угла тангажа с 2 град до 10,6 град.
    Из-за большого угла тангажа началось интенсивное торможение скорости полета с расчетным темпом 6,2 км/час за 1 секунду. В таком режиме полет продолжался в течение 17 сек.
    В результате торможения вертолета до скорости полета 40 км/час при снижении с вертикальной скоростью до 7 м/сек, в 08 час. 05 мин. 47 сек. вертолет попал в режим обтекания НВ типа «вихревое кольцо», характеризующийся существенным ухудшением управляемости вертолета, колебанием углов тангажа и крена, с последующим уменьшением скорости и увеличением вертикальной скорости снижения.
   
    В 08 час 05 мин 57 сек на пленке САРПП-12Д1М отмечается увеличение общего шага со средним темпом около 0,4-0,5 град/сек, что привело к уменьшению вертикальной скорости до 4,5-5 м/сек. Вертолет в этот момент находился в режиме развития «вихревого кольца». Однако увеличение общего шага привело к перетяжелению НВ и падению оборотов несущего винта до 84%, что, как указывает комиссия по расследованию, неизбежно приводит к уменьшению тяги НВ и дальнейшему увеличению вертикальной скорости.
    По данным САРПП-12Д1М в 08 час. 06 мин, угол тангажа увеличился с 3 град. на кабрирование до 13 град, а через 4 секунды началось интенсивное уменьшение угла тангажа со средней угловой скоростью около 4 град/сек.
    К 08 час. 06 мин. 13 сек. угол тангажа достиг 28 град. на пикирование. Действия пилота органами управления в этот период характеризуются как некоординированные и чрезмерные.
    В 08 час 06 мин 15 сек произошло столкновение вертолета с земной поверхностью.
   
   
Описание выявленных причин АП     Комиссия по расследованию пришла к выводу, что «основным фактором, обусловившим возникновение и развитие аварийной ситуации, явилось необоснованно энергичное и некоординированное гашение скорости полета с уменьшением общего шага НВ (до 1,4 град по УШВ-1) при одновременном увеличении угла тангажа на кабрирование (до 10,6 град, а затем до 13 град)».
    Анализ действий КВС показал, что преждевременное снижение вертолета могло быть следствием иллюзии восприятия КВС какого-либо ориентира в месте приземления, похожего на ориентир у посадочной площадки.
    Желание затормозить до скорости подлета (перемещение у земли) и в этом режиме подойти к площадке нехарактерно для профессионального опытного пилота.
    Для определения манеры пилотирования КВС были проанализированы 10 посадок, выполненные им на этом и других вертолетах. Анализ показал, что во всех случаях заходы выполнялись безопасно с координированными отклонениями органов управления, кроме одного из полетов в день АП (11.03.06 г.). В этом полете общий шаг был «сброшен» до 1,2 град, а угол тангажа увеличен до 7 град, в результате чего скорость полета снизилась до скорости менее 60 км/час. Этот маневр, как указывается в отчете комиссии, объясняется крутой глиссадой, но пилот своевременно увеличил общий шаг до 3,5-4 град и избежал попадания в зону «вихревого кольца».
    Два похожих захода, один из которых закончился благополучно, а другой катастрофой, показывают, что 11.03.2006 г. КВС допустил две аналогичных ошибки в пилотировании.
    Неустойчивая техника пилотирования в этот день может указывать на изменение психологического состояния, возможно, связанного с усталостью или с особенностью психики КВС.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолета явились ошибочные действия командира вертолета при заходе на посадку, проявившиеся в преждевременном и необоснованно энергичном торможении вертолета созданием тангажа до 10,6 град. и уменьшением общего шага несущего винта до 1,4 град, что привело к попаданию вертолета в режим «вихревого кольца» и, соответственно, к ухудшению его устойчивости и управляемости и недопустимому увеличению вертикальной скорости снижения.
    Последующие несоразмерные и некоординированные действия командира вертолета органами управления в условиях дефицита высоты привели к столкновению вертолета с поверхностью земли
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.