Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к "Турухан" в районе Туруханска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  03 ноября 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, в 10 км от аэропорта Туруханск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22685
Авиакомпания:  Турухан
 


Описание
    Вертолет совершал чартерный рейс по маршруту Игарка - посадочная площадка (п.п.) Городская - п.п. Курейка - Туруханск - Игарка - Туруханск. Полет вертолета по маршруту Игарка - п.п. Городская - п.п. Курейка - Туруханск проходил без особенностей. После посадки в аэропорту Туруханск была произведена дозаправка вертолета и посадка пассажиров.
    Примерно через 8 минут после взлета из Туруханска на высоте 990 м и приборной скорости 155 км/ч из-за попадания в воздухозаборники сильных ливневых осадков произошло самовыключение левого двигателя, а еще через 31 секунд - и правого. Попытки запуска двигателей в воздухе не увенчались успехом и экипаж выполнил вынужденную посадку в пересеченной местности на замерзшую поверхность небольшого озера.
    В результате авиационного происшествия пять пассажиров (в т.ч. глава города Игарки Елена Кегине) получили травмы различной степени тяжести, экипаж не пострадал.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 21 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22685
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1981
Заводской номер ВС 8143
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Турухан
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Туруханск
Пункт назначения Игарка
Начальный пункт маршрута Игарка
Конечный пункт маршрута Туруханск


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     Экипаж вертолета согласно заданию на полет выполнял чартерный рейс по маршруту Игарка - посадочная площадка (п.п.) Городская - п.п. Курейка - Туруханск - Игарка - Туруханск. Полет вертолета по маршруту Игарка - п.п. Городская - п.п. Курейка - Туруханск проходил без особенностей. Общее полетное время на данном участке маршрута составило 1 час 45 мин.
    После посадки в аэропорту Туруханск была произведена дозаправка вертолета кондиционным топливом ТС-1 в количестве 1248 кг. Общее количество топлива на борту ВС составило 2100 кг, что обеспечивало выполнение полета из Туруханска в Игарку.
    Экипаж получил от дежурного синоптика АМСГ консультацию о прогнозируемой погоде по аэродромам Игарка, Туруханск и по маршруту полета Туруханск - Игарка с вручением бланка АВ-5А.
    Прогноз погоды по маршруту Туруханск - Игарка предусматривал следующие метеоусловия: передняя часть ложбины с теплым фронтом, видимость 4000 м, слабый снег, местами видимость 2000 м, снег, низовая метель, умеренная турбулентность в слое от земли до 2000 м, в облаках умеренное обледенение, облачность значительная (5...7 окт.) разорванно-дождевая, нижняя граница 300 м, верхняя граница 1000 м, сплошная высокослоистая, нижняя граница 2000 м, верхняя граница 4000 м. В нарушение требований НМО ГА-95 (приложение А) синоптиком АМСГ Туруханск в бланке АВ-5, выданном экипажу вертолета, не была указана информация о прогнозируемом обледенении в облаках.
    Фактическая погода на аэродроме Туруханск - ветер 160 скоростью 7 м/сек., порывы до 10 м/сек., видимость 5000 м, слабый снег, метель, облачность сплошная 8 октантов, нижняя граница 510 м, температура минус 10 -С, точка росы минус 12 -С, давление 759 мм рт. ст.
    Комиссией по расследованию отмечено, что результаты экспертизы аэросиноптического материала, использованного для составления прогнозов по аэродрому Туруханск и метеообеспечения полета вертолета Ми-8Т RA-22685, а также дополнительной информации - данных температурно-ветрового зондирования атмосферы ГМО Туруханск за 00.00 04.11.2004 и снимка облачных полей ИСЗ TERRA в срок 15.54 за 03.11.2004 указывают на то, что развитие синоптической обстановки происходило несколько иначе, чем это предполагалось при составлении прогнозов.
    Из анализа приземной карты погоды за 12.00 следует, что вдоль всего фронтального раздела располагалась зона осадков, причем снег отмечался как обложного, так и ливневого характера. Метеостанция Туруханск в сроки наблюдения 09.00 и 12.00, результаты которых нанесены на соответствующие этим срокам кольцевую и приземную карты погоды, отмечала выпадение ливневого снега из кучево-дождевой облачности.
    О возможном кучево-дождевом характере облачности на высоте развития особой ситуации может свидетельствовать также прогноз по пункту посадки Игарка в период с 10.00 до 19.00, погоду в районе которого определял этот же теплый фронт внешней системы. В прогнозе, в частности, предусматривалась значительная (5...7 окт.) кучево-дождевая облачность с нижней границей 450 м, сплошная средняя облачность на 3000 м, временами от 13.00 до 19.00 видимость 2000 м, ливневой снег, низовая метель, значительная кучево-дождевая облачность на 240 м.
    Данная информация не была учтена при составлении прогноза и возможные интенсивные ливневые осадки из кучево-дождевой облачности не прогнозировались.
    Согласно расчетам взлетная масса вертолета составляла 11414 кг, центровка +220 мм, что не выходило за ограничения, установленные в РЛЭ вертолета Ми-8. Взлет производился с включенной в режиме "Ручной" ПОС двигателей.
Описание развития аварийной ситуации     Примерно через 8 минут после взлета на высоте (Н) 990 м и приборной скорости (Vпp) полета 155 км/ч произошло самовыключение левого двигателя. Самовыключение двигателя сопровождалось хлопком, что позволило экипажу предположить в качестве причины отказа двигателя попадание вертолета в условия обледенения либо сильного снегопада. В дальнейшем экипаж, выключив ПОС левого двигателя, приступил к выполнению запуска двигателя в воздухе. Запустить левый двигатель не удалось. Об отказе двигателя экипаж диспетчеру УВД не доложил.
    Через 31 секунду после самовыключения левого двигателя вертолета и через 7 - 8 секунд после начала его запуска, на Н = 950 м и Vпp = 110 км/ч, произошло самовыключение правого двигателя. КВС доложил диспетчеру УВД об отказе двух двигателей и предпринял меры по восстановлению Nнв, развороту вертолета на обратный курс и уменьшению вертикальной скорости снижения. По команде КВС бортмеханик выполнил действия по запуску этого двигателя. Запустить правый двигатель в воздухе также не удалось.
    Дальнейшие действия экипажа были направлены на поиск площадки для вынужденной посадки и обеспечение мер по ее безопасному выполнению. Приземление вертолета произошло в пересеченной местности на неокрепший лед небольшого водоема.
Описание последствий АП     В результате авиационного происшествия пять пассажиров получили травмы различной степени тяжести, экипаж вертолета не пострадал. Вертолет имеет значительные повреждения.
Описание выявленных причин АП     На месте авиационного происшествия были проведены испытания работоспособности топливной системы вертолета, противообледенительных систем и систем запуска двигателей.
    Результаты испытаний, в совокупности с результатами проверок и внешнего осмотра агрегатов и узлов двигателей, свидетельствуют об исправности и работоспособности двигателей.
    Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
    - последовательное самовыключение обоих двигателей из-за попадания в проточную часть осадков большой интенсивности, не прогнозировавшихся специалистами АМСГ Туруханск;
    - несостоявшийся запуск в воздухе левого двигателя, наиболее вероятно явившийся следствием продолжавшегося поступления интенсивных осадков в проточную часть двигателя и незапуск правого двигателя вследствие недопустимого падения напряжения бортовых аккумуляторных батарей из-за их перегрузки потребителями электроэнергии.
Выявленные при расследовании недостатки     1. В нарушение требований НМО ГА-95 синоптиком АМСГ Туруханск в прогнозе по маршруту, выданном экипажу вертолета Ми-8Т RA-22685, отсутствовала детализация условий погоды по времени и участкам маршрута.
    2. В нарушение "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа вертолета Ми-8" после отказа двигателей на этапах снижения и посадки второй пилот не докладывал высоту, скорость, вертикальную скорость, частоту вращения НВ; бортмеханик не докладывал о закрытии кранов останова и пожарных кранов, выключении генераторов и включении сигнала "Бедствие".
    3. В нарушение требований РЛЭ вертолета Ми-8 (п. п. 9.7.1.2, 9.7.2.1) при подготовке к вылету из аэропорта Туруханск экипаж вертолета не выполнил карту контрольной проверки "Перед запуском двигателей".
    4. В нарушение требований РЛЭ вертолета Ми-8 (п. п. 3.2.2, 9.7.2.2) топливные перекачивающие насосы ЭЦН-75 были включены не сразу же после запуска двигателей, а уже в процессе руления на предварительный старт. При этом было также нарушено требование РЛЭ вертолета Ми-8 (п. 9.7.1.7), обязывающее членов экипажа осуществлять взаимоконтроль при выполнении контрольной карты.
    5. Экипажем нарушены требования п. 8.2.8 НМО ГА-95 и п. 5.5.5 НПП ГА-85 в части прохождения повторной метеоконсультации.
    6. В ООО "Авиакомпания "Турухан":
    - на базовом аэродроме Туруханск и в авиазвене, базирующемся на аэродроме Игарка, в нарушение требований НШС ГА-86 (п. 4.5) отсутствуют оборудованные штурманские классы;
    - послеполетные разборы в кабине вертолета проводятся без записи информации на бортовой магнитофон;
    - в АТБ часть стендового оборудования лаборатории А и РЭО не укомплектована перечнями рабочего инструмента, описаниями проверяемого оборудования и технологиями его проверки;
    - в Руководстве по деятельности АТБ не оговорена структура, на которую возложены функции лаборатории диагностики и неразрушающего контроля;
    - укомплектованность штатов АТБ инженерным составом не соответствует расчету потребной численности;
    - бюллетень N 79248-БЭ-Г от 05.08.1988 по вопросу введения периодической проверки масла на содержание железа прибором ПОЖ-М (ПКМ) или БАРС-3 выполняется не в полном объеме;
    - в АТБ не выполнено требование Указаний ДПЛГ ГВС и ТР ГСГА МТ РФ от 30.01.04 N 24.10-12ГА о подготовке и допуске к работам специалиста по защите вертолета от коррозии.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации ПИСЬМО РОСТРАНСНАДЗОРА ОТ 18.05.2005 N 8.15-686






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.