Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 а/к Кепервеемавиа в н/п Весенний, Чукотка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 октября 1992 г.
Время:  05:00
Страна:  Россия
Место происшествия:  Чукотский АО, прииск Весенний, Билибинский район
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  RA-24433
Авиакомпания:  Кепервеемавиа
 


Описание
    09.10.92 экипаж вертолета Ми-8 №24433 Госавиакомпании "Кепервеемавиа" Магаданского концерна ГА выполнял полет по заявке старательской артели по маршруту Кепервеем - устье р.Банная - участок Верный - точка Качкарная - пос.Билибино. На участке Верном на борт вертолета были приняты пять пассажиров с личными вещами и груз, которые в установленном порядке оформлены не были. После посадки на площадке Весенний экипаж произвел дозаправку вертолета топливом и принял на борт остальных пассажиров с личными вещами, при этом общее количество топлива составило 3500 л., загрузка - 23 пассажира (в т.ч. двое детей), вес груза с багажом 433 кг. Члены экипажа загрузкой вертолета и посадкой пассажиров не руководили, фактическая полетная масса и центровка не рассчитывались, пассажиры располагались в салоне произвольно (на сиденьях, личных вещах и грузе). Из имеющихся 17 сидений использовались только 12. Груз, багаж и пассажиры к перевозке оформлены не были, инструктаж пассажиров экипажем не проводился. Как пассажиры, так и члены экипажа перед взлётом ремнями безопасности пристегнуты не были. Полетная масса вертолета при взлёте с площадки Весенний составляла 12 500кг, что выходило за установленные РЛЭ пределы.
    При выполнении контрольного висения вертолет завис на высоте 10 м, при этом обороты НВ составляли 90%, а шаг - 10,9°. Командиром ВС было принято решение о выполнении взлёта в зоне влияния "воздушной подушки", для чего КВС произвел снижение вертолета до 3-5 м, восстановил обороты НВ до 96%, и приступил к разгону, в процессе которого, с целью предотвращения просадки, увеличил шаг НВ с 9° до 10°, при этом обороты НВ упали с 96 до 92%. Перемещаясь вперед, вертолет оказался над заснеженной поверхностью, при этом образовавшийся снежный вихрь закрыл обзор экипажу. Вследствие перегруженности вертолета КВС не имел возможности выйти из зоны снежного вихря с набором высоты и продолжал разгон на малой высоте вне видимости земли. При выходе на границу площадки вертолет оказался над обрывом, глубиной 5 м.
    Вследствие уменьшения влияния "воздушной подушки" произошла просадка вертолета, при этом, за счет увеличения шага НВ, произошло падение его оборотов до 90%. При дальнейшем движении вертолета в условиях снежного вихря КВС допустил уклонение влево, при этом бортмеханик не доложил ему об изменении курса. При полном отсутствии видимости, на 46 секунде после начала взлёта, вертолет столкнулся несущим винтом, левой стороной кабины и левой опорой шасси с отвалом земли. При ударе открылся правый аварийный блистер, второй пилот был выброшен из кабины. При дальнейшем движении вертолета по гребню отвала произошло разрушение передней опоры шасси, хвостового винта и хвостовой балки. Продолжая разрушаться, вертолет скатился по склону горы на лед водоема и частично затонул. Один пассажир погиб. 15 пассажиров и 3 члена экипажа получили серьёзные телесные повреждения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 23 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС RA-24433
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1986
Заводской номер ВС 98625784
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Кепервеемавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Весенний
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Кепервеем
Конечный пункт маршрута Билибино


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось столкновение вертолета со склоном отвала из-за потери направления в условиях снежного вихря на взлёте на перегруженном вертолете в зоне влияния "воздушной подушки" с посадочной площадки, не отвечающей требованиям РЛЭ Ми-8 для данного метода взлёта.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.