Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Взрыв на борту Ту-104Б Украинского УГА близ аэропорта Внуково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 октября 1971 г.
Время:  20:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, близ дер. Бараново, Наро-Фоминский район
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  CCCP-42490
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Бориспольский ОАО
Рейс:  773
 


Описание
    Экипаж 208 летного отряда прибыл в а/п Внуково из Симферополя в 19:02 и после предполетной подготовки к обратному рейсу и получения разрешения на взлет произвел взлет с МК=242° ночью в ПМУ. На борту находились 17 пассажиров и сопровождающий милиционер. В 20:16:24 экипаж доложил о взлете и через 7 секунд перешел на связь с диспетчером круга, доложив, что будет следовать на Черную Грязь. Диспетчер разрешил занимать 1 500 м и в 20:16:44 передал указание о докладе пролета высоты 1 200 м. Экипаж команды не подтвердил и на дальнейшие вызовы не отвечал.
    Организованными поисками обломки самолета через 40 минут после потери связи были обнаружены в поле в 10 км юго-западнее КТА Внуково с азимутом 220°. Он столкнулся с землей с правым креном около 90° под углом 10-14° с МК=290° и скоростью 550-600 км/ч. Шасси, закрылки убраны, двигатели работали на режиме, близком к номиналу. Самолет оборвал провода ЛЭП. Разброс обломков составил 1 100 м в длину и 315 м в ширину.
    Фактическая погода в момент АП: облачность сплошная слоисто-дождевая и разорвано-дождевая, 180 м, дымка, видимость 6 км.
    По маршруту полета, начиная с удаления 2 700 м до места первоначального столкновения с землей, обнаружены различные части обшивки самолета и пола багажника, стекловаты, обшивки кресла пассажирского салона, а также письма из груза почты. Многие из найденных предметов имели следы горения.
    Расследованием установлено, что на траверзе дер. Рогозинино на борту самолета произошел локальный взрыв в районе 43-45 шпангоутов. В результате взрыва могли быть разрушены или значительно деформированы тяги управления рулями высоты и направления. В этих условиях неуправляемого полета траектория резко изменилась и самолет перешел в прогрессирующий правый крен со снижением и на большой скорости столкнулся с землей.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 18 18
На земле   0
Всего погибших 25


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42490
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.08.1960
Заводской номер ВС 021603
Наработка ВС (часы) 13062
Наработка ВС (циклы) 10452
Силовая установка А 5441023 А 5210149


Сведения о рейсе

Номер рейса 773
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Бориспольский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Симферополь
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Симферополь


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Первоначально комиссия сделала вывод, что причиной катастрофы явилась потеря управляемости самолетом в результате взрыва в заднем багажном отсеке в районе 43-45 шпангоутов.
    В процессе расследования были выявлены недостатки в организации вылета самолета из а/п Симферополь, а также при продаже авиабилетов в Центральном агентстве воздушных сообщений МТУ ГА и посадке пассажиров в самолет в аэропорту Внуково.
    В результате дальнейших исследований частей самолета на разрушенной тяге управления РВ, куске дюралевой обшивки пола багажного отсека и на части чаши иллюминатора пассажирского салона обнаружены частицы тротила. Было установлено, что заряд взрывчатого вещества весом 0,4-0,8 кг тротила находился не в багажном отсеке, а на полу пассажирского салона в районе 45 шпангоута между фальшбортом и стойкой левого кресла. Взрыв произошел через 7-15 секунд после доклада о взлете. Взрывом разрушены обшивка, шпангоуты и стрингеры левого борта, а также перебиты тяги руля высоты и направления. На траверзе Рогозинино на высоте 150-200 м от самолета отделились найденные отдельно части.
    Окончательно расследование завершено в 1973 г. Виновник не установлен.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева
Источники информации


Фотографии

   
   
  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.