Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Дальневосточного УГА в районе горы Алней
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 августа 1972 г.
Время:  14:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Камчатская область, отроги горы Алней, 70 км севернее пос. Козыревск
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-01840
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Корякский ОАО
 


Описание
    Экипаж 286 летного отряда Корякского ОАО Камчатской авиагруппы Дальневосточного УГА произвел взлет в 04:35 мск с оперативной точки Посевная (пос. Козыревск) с целью выполнения десантно-съемочных работ по маркировке высот в районе г. Алней (отм. 2581 м) по заявке 21-й экспедиции. На борту находилось 3 представителя заказчика и 50 кг груза. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы. Фактическая и прогнозируемая погода соответствовали минимуму КВС.
    При подходе к району первой посадки для уточнения района маркировки место бортмеханика занял начальник партии. Бортмеханик при подборе и осмотре посадочной площадки и заходе на посадку находился в грузовой кабине.
    Выйдя в район маркировки и наметив для посадки один из отрогов г. Алней, экипаж приступил к осмотру выбранного для посадки места - выпуклого гребня, вытянутого с севера на юг с превышением 2000 м над уровнем моря, в 70 км севернее пос. Козыревск. Вершина и склоны гребня полностью покрыты валунами.
    Выполнив два контрольных круга на истинной высоте 100 м и 30 м, наметив место приземления, КВС приступил к заходу на посадку с курсом 110°. По заявлению КВС и второго пилота, на высоте 5-7 м вертолет бросило сначала вверх, затем вниз. Пытаясь парировать снижение, КВС взял «шаг-газ» до 10-10,5°, но вертолет продолжал снижаться, имея поступательную скорость. Не долетая 10-15 м до намеченного места приземления, вертолет ударился колесами шасси о камни, задев при этом пятой и хвостовым винтом о валун. В результате хвостовой винт разрушился, вертолет начал вращаться влево. В результате удара шасси вертолета оторвались, пол грузовой кабины вмялся до уровня иллюминаторов, вырвало входную дверь, через которую выбросило бортмеханика. При последующем ударе вертолет опрокинулся на правый борт и прекратил движение с курсом 160°. Бортмеханик погиб, один пассажир получил ушибы, остальные пассажиры и члены экипажа невредимы. Вертолет находится на склоне вершины с отметкой 2024 м на высоте 1980 м. Катастрофа произошла в 14:15 местного времени.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01840
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.04.1967
Заводской номер ВС 16186
Наработка ВС (часы) 3592
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9146867


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Корякский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Козыревск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Козыревск
Конечный пункт маршрута Козыревск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: причиной летного происшествия является посадка вертолета на непригодную площадку, подобранную с воздуха в горной местности, сплошь покрытую валунами.
    Способствующие причины:
    - неточное определение направления ветра при заходе на посадку, так как выбранное место окружено со всех сторон сложным высокогорным рельефом;
    - несвоевременное принятие мер со стороны КВС по погашению вертикальной и поступательной скоростей, в результате чего произошло грубое приземление вертолета с повреждением хвостового винта;
    - неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа перед принятием решения о посадке. КВС не предупредил второго пилота и бортмеханика о принятии решения на посадку, высадку пассажиров после посадки или с режима висения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.