|
|
|
Катастрофа Ми-4 Дальневосточного УГА в районе горы Алней |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 августа 1972 г.
Время: 14:15
Страна: СССР
Место происшествия: Камчатская область, отроги горы Алней, 70 км севернее пос. Козыревск
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-01840
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Корякский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 286 летного отряда Корякского ОАО Камчатской авиагруппы Дальневосточного УГА произвел взлет в 04:35 мск с оперативной точки Посевная (пос. Козыревск) с целью выполнения десантно-съемочных работ по маркировке высот в районе г. Алней (отм. 2581 м) по заявке 21-й экспедиции. На борту находилось 3 представителя заказчика и 50 кг груза. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы. Фактическая и прогнозируемая погода соответствовали минимуму КВС.
При подходе к району первой посадки для уточнения района маркировки место бортмеханика занял начальник партии. Бортмеханик при подборе и осмотре посадочной площадки и заходе на посадку находился в грузовой кабине.
Выйдя в район маркировки и наметив для посадки один из отрогов г. Алней, экипаж приступил к осмотру выбранного для посадки места - выпуклого гребня, вытянутого с севера на юг с превышением 2000 м над уровнем моря, в 70 км севернее пос. Козыревск. Вершина и склоны гребня полностью покрыты валунами.
Выполнив два контрольных круга на истинной высоте 100 м и 30 м, наметив место приземления, КВС приступил к заходу на посадку с курсом 110°. По заявлению КВС и второго пилота, на высоте 5-7 м вертолет бросило сначала вверх, затем вниз. Пытаясь парировать снижение, КВС взял «шаг-газ» до 10-10,5°, но вертолет продолжал снижаться, имея поступательную скорость. Не долетая 10-15 м до намеченного места приземления, вертолет ударился колесами шасси о камни, задев при этом пятой и хвостовым винтом о валун. В результате хвостовой винт разрушился, вертолет начал вращаться влево. В результате удара шасси вертолета оторвались, пол грузовой кабины вмялся до уровня иллюминаторов, вырвало входную дверь, через которую выбросило бортмеханика. При последующем ударе вертолет опрокинулся на правый борт и прекратил движение с курсом 160°. Бортмеханик погиб, один пассажир получил ушибы, остальные пассажиры и члены экипажа невредимы. Вертолет находится на склоне вершины с отметкой 2024 м на высоте 1980 м. Катастрофа произошла в 14:15 местного времени.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-01840 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.04.1967 |
Заводской номер ВС |
16186 |
Наработка ВС (часы) |
3592 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9146867 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Корякский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Козыревск |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Козыревск |
Конечный пункт маршрута |
Козыревск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы: причиной летного происшествия является посадка вертолета на непригодную площадку, подобранную с воздуха в горной местности, сплошь покрытую валунами.
Способствующие причины:
- неточное определение направления ветра при заходе на посадку, так как выбранное место окружено со всех сторон сложным высокогорным рельефом;
- несвоевременное принятие мер со стороны КВС по погашению вертикальной и поступательной скоростей, в результате чего произошло грубое приземление вертолета с повреждением хвостового винта;
- неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа перед принятием решения о посадке. КВС не предупредил второго пилота и бортмеханика о принятии решения на посадку, высадку пассажиров после посадки или с режима висения.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|