Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Полярного управления ГВФ на мысе Шелагский (Чукотка)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 августа 1959 г.
Время:  19:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, мыс Шелагский
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-04242
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации, Чукотский ОАО
 


Описание
    Экипаж самолета Чукотского ОАО Полярной авиации Главсевморпути ММФ, оборудованного аппаратурой для аэрофотосъемки ледовой обстановки, выполнял полет с базового аэродрома Нижние Кресты (ныне Черский) с целью ледовой разведки. На борту находилось 4 сотрудника ААНИИ и капитан-наставник Дальневосточного пароходства. После окончания ледовой разведки в море самолет следовал в а/п Певек (Апапельгино)
    В 09:30 мск самолёт вышел на мыс Биллингса и взял курс вдоль берега к мысу Шелагский. Полёт происходил визуально, на высоте 500м с включённым автопилотом, на удалении от береговой черты в 5 км, при видимости более 20 км и ясном небе, вершины гор были открыты, над морем и в низменности низкий туман с просветами.
    Не долетая до мыса Шелагского, командир корабля вышел в общую кабину для переговоров с капитаном-наставником по вопросу сброса с борта самолёта вымпела в штаб морских операций. В это время управление самолётом выполнял второй пилот, на левое сидение сел штурман, остальные члены экипажа находились на своих рабочих местах.
    В соответствии с планом-заданием, выданным Штабом морской проводки, самолёт должен был следовать в обход мыса Шелагский на удалении от береговой черты в 5 км. Второй пилот принял самовольное и неправильное решение спрямить маршрут и пересечь высоту скалистого мыса Шелагский (469м) при входе в Чаунскую губу (35 км севернее а/п Певек) без набора положенной безопасной высоты. При подходе самолёта к вершине горы, вследствие действия нисходящих потоков, самолёт начал терять высоту. Второй пилот продолжал полёт, пытаясь набрать высоту при помощи автопилота, не меняя при этом режим работы авиадвигателям, установленного для горизонтального полёта.
    В результате неправильных действий со стороны второго пилота набрать безопасную высоту не удалось и в 10:40 мск самолёт в положении «набора высоты» задел за склон воздушными винтами и хвостовой стойкой. Разрушив воздушные винты и хвостовую стойку, самолёт по инерции на мотогондолах и центроплане прополз по склону, выскочил на её вершину, продвинулся по ней ещё 55 м, развернулся на 70°, разрушился и загорелся.
    При катастрофе погибли штурман, бортмеханик и 5 служебных пассажиров.
    Принятыми мерами Штаба проводки и командования Чукотского ОАО горящий самолёт был обнаружен на вершине мыса Шелагский, куда на вертолёте прибыло руководство отряда и была оказана надлежащая помощь пострадавшим.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 2
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04242
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 18439909
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС14198 ЛС14169


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной Авиации, Чукотский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Черский (Ниж.Кресты)
Пункт назначения Певек
Начальный пункт маршрута Черский (Ниж.Кресты)
Конечный пункт маршрута Певек


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы самолёта явились грубые нарушения наставления по производству полётов в ГВФ вторым пилотом, выразившееся в самовольном принятии решения на полёт в горной местности на автопилоте, не имея надлежащей безопасной высоты полёта, в нарушение § 94, 218, 219, 224 НПП ГА-58, и командиром корабля, доверившим управление самолётом второму пилоту при подходе к АДС, в нарушение § 119 и 225 НПП ГА-58.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.