Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА близ Борового, Кокчетавская область
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 мая 1974 г.
Время:  14:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Кокчетавская область, Щучинский р-н, г. Синюха, 6 км западнее н/п Боровое
Тип ВС:  Ан-2П
Регистрация ВС:  СССР-70351
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Кокчетавский ОАО
Рейс:  К-476
 


Описание
    Экипаж 303 летного отряда выполнял рейсы К-475/476 Кокчетав – Щучинск – Авангард – Чапаево – Павлодар и обратно. При подготовке к полету в а/п Павлодар экипаж получил прогноз погоды по маршруту и пункту посадки Чапаево с 10:35 по 15:00, предусматривавший: северная периферия циклона, облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м, дождь, видимость 6-10 км, ветер 170-190° 30 км/ч, грозовое положение, умеренная болтанка. По пункту посадки Кокчетав с 13:00 до 16:00 – 10 баллов средняя, 6-9 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, дождь, видимость 6-10 км, кратковременно 3-5 км, ветер 50-70° 12-15 м/с порывы 18 м/с, слабая болтанка.
    В 10:45 экипаж принял решение на вылет. Полет проходил в благоприятных метеоусловиях. Посадки производились в а/п Чапаево и Авангард. После посадки в а/п Авангард в 13:40 экипаж получил указание диспетчера МДП а/п Кокчетав следовать к ним напрямую, через контрольный ориентир Донское, без посадки в Щучинске в связи с ухудшением там погоды. Магнитный курс трассы на участке Авангард – Донское составляет 287°, после Донского - 272°.
    Взлет был произведен в 13:52. На борту находились 12 взрослых пассажиров и 1 ребенок двух лет. В 13:58 экипаж установил связь с диспетчером МДП а/п Кокчетав и доложил о взлете и полете на безопасной высоте. Диспетчер дал команду доложить пролет Донского, экипаж подтвердил указание. В 14:18 экипаж доложил пролет Донского и сообщил расчетное время прибытия в а/п Кокчетав – 14:48. Диспетчер дал указание следовать на безопасной высоте и на удалении 50 км установить связь с диспетчером подхода. В дальнейшем экипаж больше на связь не выходил и на запросы не отвечал.
    Самолет был обнаружен на следующий день, в 08:45, в 12,5 км южнее трассы, в 6 км западнее н/п Боровое в лесу на склоне горы Синюха высотой 947 м на отметке 850 м разрушенным и сгоревшим. Все находившиеся на борту погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70351
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.09.1972
Заводской номер ВС 1G141-05
Наработка ВС (часы) 1350
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 1423684


Сведения о рейсе

Номер рейса К-476
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Кокчетавский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Авангард
Пункт назначения Кокчетав
Начальный пункт маршрута Павлодар
Конечный пункт маршрута Кокчетав


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что после взлета в а/п Авангард экипаж следовал на высоте 500-550 м по давлению а/п Авангард 731 мм рт.ст. при безопасной высоте по приведенному давлению 753 мм рт.ст. на данном участке маршрута 490 м. На участке полета Авангард – Донское экипаж встретил погоду значительно хуже предусмотренного прогнозом – облачность менее 200 м, дождь, ограниченную видимость и сильный северо-восточный ветер, при этом снос самолета составил (-10...15°). Вместо грамотного решения на возврат, так как метеоусловия не позволяли выполнять полет по ПВП, экипаж вошел в облачность и продолжал пассивный полет на приводную радиостанцию Кокчетав без учета сильного бокового ветра. Пролет Донского экипаж доложил по расчету времени. Фактически, под действием бокового ветра, самолет уклонился влево от трассы и Донское не прошел. Дальнейший полет продолжался в облаках, в сторону горного района на высоте ниже безопасной. Своего точного местоположения экипаж не знал. Столкновение со склоном горы произошло в 14:25.
    Руководство движением ВС и метеообеспечение полета осуществлялись с нарушением НПП ГА-71, НМО ГА-73 и Технологии работы диспетчера МДП, что оказало существенное влияние на исход полета.
    Инженер-синоптик а/п Павлодар неправильно проанализировала синоптическую обстановку, составленный прогноз погоды по маршруту не соответствовал действительности, был составлен с грубыми нарушениями требований НМО ГА-73 и не оправдался по высоте облачности, скорости ветра и видимости.
    Диспетчер МДП а/п Кокчетав осуществлял УВД без использования наземных РТС и учета сложившейся метеообстановки, с нарушением технологии работы.
    При расследовании вскрыты серьезные недостатки в организации летной работы в 303 ло, подготовке КВС и выполнении полетов на МВЛ и ПАНХ в Кокчетавском ОАО.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Основной причиной катастрофы является нарушение экипажем требований НПП ГА-71, выразившееся в продолжении полета при встрече метеоусловий, не соответствующих ПВП, непринятии мер для выхода из опасного для полетов района с возвратом в пункт вылета или на запасной аэродром и незнании экипажем своего точного местонахождения.
    Сопутствующими причинами являются:
    1) неоправдавшийся прогноз погоды по маршруту полета;
    2) пассивное руководство полетом со стороны диспетчера МДП;
    3) низкий уровень организации летной работы в 303 ло, полетов на МВЛ и ПАНХ в Кокчетавском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.