Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к "Конверс Авиа" в районе Нефтеюганска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 января 2009 г.
Время:  13:15
Страна:  Россия
Место происшествия:  Ханты-Мансийский автономный округ, Нефтеюганский район, в районе протоки Юганская Обь, 22 км западнее г. Усть-Юган
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-20981
Авиакомпания:  Конверс Авиа
 


Описание
    Вертолет с экипажем из двух человек, имея на борту двух служебных пассажиров (сотрудников компании-заказчика) совершал плановый облет нефтесборных нефтепроводов Усть-Балыкского месторождения по маршруту пл. Пойковский – н.п. Каркотеево – Обь-Юганская – пл. Пойковский по договору с заказчиком РН «Юганскнефтегаз». В назначенное время (11:30 мск) на связь он не вышел.
    Были организованы поиски, в тот же день место происшествия было обнаружено в мелколесье в пойме протоки реки Юганская Обь. Все находившиеся на борту погибли.
    По показаниям очевидца, вертолет, выполняя полет на высоте около 150 м, вошел в разворот с увеличением крена и снижением. По заключению комиссии, столкновение вертолета с землей произошло с правым креном около 90°, опущенной вниз носовой частью фюзеляжа и траекторией снижения 30-35°. Столкновение с землей произошло с курсом, отличающимся от курса полета на 170°. Отказов материальной части вертолета до удара о землю не было. Значительные и резкие изменения положения ВС в путевом канале управления, а затем в поперечном, могут говорить о неадекватных действиях КВС. Учитывая его большой опыт летной работы, такие действия КВС могли стать следствием его частичной или полной потери работоспособности в полете. Вероятной причиной возможного снижения (или потери) работоспособности КВС (возраст: 52 года) могло быть возникшее у него в полете острое нарушение сердечной деятельности с частичной (или полной) потерей сознания.
    По заключению судебно-медицинской скпертизы, при жизни КВС страдал хронической ишемической болезнью сердца, а также у него имелось сопутствующее заболевание, в виде артериальной гипертензии (утолщение и склерозирование почечных артерий). Морфологические изменения сердца (умеренный кардиосклероз, дистрофические изменения, нарушения гемоциркуляции миокарда в виде очагового коронороспазма) не исключают, возникновение патологических изменений сердца: снижению артериального давления, изменению сердечного ритма, сердечного приступа, болями в грудной клетке, потере сознания и т.д., незадолго или непосредственно перед происшествием.
    Наиболее вероятным можно рассматривать следующий вариант возникновения и развития особой ситуации: внезапное ухудшение состояния здоровья пилота, который, продолжая удерживать ручку циклического шага правой рукой, начал «наваливаться» на нее телом вперед с некоторым смещением вправо, рефлекторно выставив для упора выпрямленную в коленом суставе правую ногу, в результате чего вертолет накренился вправо, перешел на снижение и столкнулся с землей.
    Также установлено, что в 2008 г КВС проходил обследование в кабинете магнитно – ядерно – резонансной томографии (МРТ) Нефтеюганской городской больнице в связи с диагнозом: «Симптоматическая эпилепсия, сложные парциальные приступы». Информации о установленном у него заболевании КВС во ВЛЭК не предоставил. Таким образом, одной из возможных причин потери работоспособности КВС в полете мог также быть приступ эпилепсии.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании http://www.mak.ru/russian/investigations/2009/report_ra-20981.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-20981
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 28.03.1986
Заводской номер ВС 529706036
Наработка ВС (часы) 5169
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Конверс Авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятно, авиационная катастрофа с вертолетом Ми-2 RA-20981 ЗАО «Авиакомпания Конверс Авиа» произошла из-за потери работоспособности в полете командира воздушного судна – и.о. командира АЭ, осуществлявшего активное пилотирование, что привело к неадекватным отклонениям органов управления, появлению путевого разворачивающего момента, правого крена, опусканию передней части фюзеляжа и столкновению вертолета с земной поверхностью со значительной вертикальной скоростью.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.