Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-171 а/к "Газпромавиа" в Горном Алтае
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 января 2009 г.
Время:  12:11
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Алтай, 43 км южнее н/п Кош-Агач
Тип ВС:  Ми-171
Регистрация ВС:  RA-22463
Авиакомпания:  Газпромавиа
 


Описание
    Экипаж Томского филиала ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа» прибыл из Томска в Бийск для производства полета по запросу заместителя Председателя Правительства Республики Алтай. В Бийске от организатора полета КВС узнал, что последний намерен организовать полет для охоты на диких животных для своих гостей. КВС от выполнения полета не отказался и, в свою очередь, пригласил участвовать в полете своего знакомого -командира вертолета Ми-8 Алтайской авиабазы «Авиалесоохрана», имеющего опыт работ в горных районах Алтая.
    Заданием на полет вид выполняемых работ определен как транспортно-связной, аэровизуальный на высотах не ниже безопасных.
    Полет выполнялся по маршруту Бийск – База Турсиб – Кош-Агач – Джазатор - База Турсиб. В 05.45 мск экипаж произвел взлет из аэропорта Бийск, в 06.00 вошел в зону ВМДП Горно-Алтайск, в 06.30 произвел посадку в районе н.п. Чемал (посадочная площадка турбазы «Турсиб»). Стоянка на площадке составила 10 минут, где экипаж взял на борт 8 пассажиров.
    В 06.35 экипаж произвел взлет для следования в район Кош-Агач с докладом диспетчеру ВМДП а/п Горно-Алтайск. В 07.57 экипаж доложил диспетчеру ОрВД Горно-Алтайска о прибытии в район Кош-Агача, что приступил к выполнению аэровизуального полета на истинной высоте 300 м и о контрольной связи в 09.00. Фактически в это время экипаж находился в районе Тархатинских озер на удалении 60 км с азимутом 205° от н.п. Кош-Агач. Таким образом, экипаж дезинформировал диспетчера ВМДП аэропорта Горно-Алтайска о своем местонахождении.
    После доклада диспетчеру ВМДП аэропорта Горно-Алтайск о выходе в район Кош-Агача, по данным бортовых средств объективного контроля, экипаж снизился ниже безопасной высоты и приступил к поиску диких животных на истинных высотах от 10 до 300 м над рельефом местности (барометрические высоты составляли от 2500 до 3200 м) и скоростях полета от менее 50 до 100 км/ч. (по данным СОК). Поиск начал осуществляться в районе Тархатинских озер и продолжился в направлении горы Черная (высота 3431 м).
    В 08.17 экипаж обнаружил диких животных (горных баранов) и в 08.26 произвел посадку для высадки охотников, затем после взлета в течение 10 минут загонял на них диких животных, в результате чего одно животное было убито. Экипаж вновь произвел посадку, забрал охотников, после чего они приступили к отстрелу диких животных с вертолета. В 08.45 с воздуха было убито еще одно животное.
    В 09.00 экипаж вышел на связь с диспетчером ВМДП аэропорта Горно-Алтайск с докладом о продолжении работы в районе Кош-Агач и очередном сеансе связи в 10.00, при этом опять дезинформировал диспетчера о своем местонахождении (гора Черная находится на удалении 46 км а азимутом 185° от н.п. Кош-Агач). Диспетчер ВМДП Горно-Алтайск не имел радиотехнических и спутниковых средств наблюдения за местонахождением вертолета.
    После контрольной связи с диспетчером, экипаж вновь приступил к поиску диких животных, которых обнаружил в 09.09. Дикие животные передвигались по вершине горы высотой 3018 м в направлении 250°- 260° в сторону ущелья. Ущелье расположено между двумя грядами гор с высотой вершин 3018 м и 3402 м и вытянуто в направлении с востока (с понижением) на запад. Ширина ущелья на уровне вершины 3018 м составляет около 500 м.
    К моменту начала стрельбы по животным вертолет подходил к вершине горы высотой 3018 м с магнитным курсом 170°.
    В 09.10 было убито еще одно животное, остальные скрылись за вершиной горы. Попытка сесть на вершину, чтобы забрать убитое животное, не удалась. Пилоты потеряли цель из виду. это время вертолет прошел над вершиной горы на истинной высоте 5 м и скорости около 50 км/ч с курсом 170°, в направлении горы высотой 3402 м.
    В процессе охоты правое сиденье занимал пассажир (командир вертолета Ми-8 Авиалесоохраны), допущенный командиром ВС к управлению вместо второго пилота, который находился в пассажирской кабине.
    Потеряв цель из виду, КВС по просьбе занимавшего правое сиденье пассажира передал управление вертолетом ему. Взяв управление вертолетом на себя, командир вертолета Ми-8 Алтайской авиабазы «Авиалесоохрана» приступил к выполнению правого форсированного разворота с креном до 16° на скорости 70-80 км/ч. В 09.11.01 на записи БУР отмечается гашение скорости полета с уменьшением общего шага НВ в процессе разворота (с целью уменьшения радиуса разворота).
    В 09.11.02 в процессе разворота, на курсе 250°, пилотирующий пилот произнес: «Они …развернулись» (имеются ввиду дикие животные) .
    Далее отмечается уменьшение правого крена до 8°-12° и выдерживание его в этом положении в течение 8 - 10 сек. Это может свидетельствовать о том, что экипаж, наблюдая за передвижением животных, отвлекся от пилотирования вертолета. В это же время начинается снижение вертолета с вертикальной скоростью около 2 – 3 м/сек, не замеченное экипажем, при этом не исключается неучет экипажем влияния нисходящего воздушного потока, т.к. вертолет в это время находится у северного теневого склона горы высотой 3402 м.
    По данным БУР установлено, что экипажем при следовании с курсом 170° и выполнении разворота было допущено снижение более чем на 100 м относительно вершины горы высотой 3018 м. Ширина ущелья в этой зоне уже была около 300 м. Задатчик опасной высоты радиовысотомера не был установлен на значение безопасной высоты полета, и соответственно сигнализация об опасной высоте полета не работала.
    За 7 секунд до столкновения с горой экипаж начал форсированный разворот с внешним скольжением, т.к. ширина ущелья не позволяла ему выполнить нормальный разворот. При этом экипажем было допущено уменьшение вертикальной перегрузки до 0.75 ед. и, как следствие этого, снижение вертолета. Вертолет находился ниже уровня вершин гор в ущелье и смещался в сторону склона горы высотой 3018 м, крутизна которого достигала 40°-45°. В это время КВС вмешался в управление, что затруднило продолжение выполнения маневра форсированного разворота.
    В 09.11.24 (12.11 местного времени) с углом тангажа на пикирование -3,4°, правым креном 20°, вертикальной скоростью снижения 7-8 м/с, на скорости менее 50 км/ч и при наличии бокового скольжения влево вертолет ударился о склон горы на высоте около 2930 м, разрушился и скатился вниз в ущелье по каменистому заснеженному склону. Первый удар о землю произошел хвостовым винтом.
    В 10.00 на вызовы диспетчера ОрВД Горно-Алтайска экипаж не отвечал. Организованными поисками вертолет был обнаружен разрушенным через двое суток, 11 января, на склоне горы Черная. На месте катастрофы обнаружено 3 пассажира, (двое из них с тяжелыми ранениями). Наименее пострадавший второй пилот ушел за помощью и позже был замечен пограничниками. Остальные пассажиры (в том числе пилотировавший вертолет командир Ми-8 Авиалесоохраны) и члены экипажа погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 8 5
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании http://www.mak.ru/russian/investigations/2009/report_ra-22463.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-171
Регистрационный номер (id) ВС RA-22463
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.11.2007
Заводской номер ВС 171C00066433208U
Наработка ВС (часы) 267
Наработка ВС (циклы) 238
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Газпромавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Бийск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолета Ми-171 RA-22463 явились ошибка в пилотировании находившегося на рабочем месте второго пилота пассажира (командир вертолета Ми-8), осуществлявшего активное пилотирование вертолета на заключительном этапе, выразившаяся в допущении снижения при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой РЛЭ (500 м), а также отвлечение внимания членов экипажа, приведшее к потере контроля за высотой и неправильной оценке положения вертолета относительно препятствий.
    Факторами, способствовавшими авиационному происшествию, явились:
    • самовольное изменение КВС характера задания на полет и выполнение полета по отстрелу диких животных с вертолета без подтверждения допуска к такому виду работ;
    • допуска к управлению вертолетом Ми-171 постороннего лица, не имевшего подготовки к полетам на вертолете Ми-171;
    • нарушение безопасных высот полета, а также неучет крутизны склона и особенностей ветрового режима в горах;
    • несоблюдение технологии работы членов экипажа и взаимодействия со стрелками-охотниками при отстреле диких животных.
    В процессе полета экипаж неоднократно дезинформировал органы ОВД, сообщая неправильные сведения о своем местонахождении и характере выполняемых работ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.