Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2Т а/к Илин на реке Уэль-Сиктях (Якутия)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  24 июня 2007 г.
Время:  14:00
Страна:  Россия
Место происшествия:  Якутия, пос. площадка Уэль-Сиктях-1, 276 км от а/п Жиганск ( с азимутом 40 град.)
Тип ВС:  Ан-2Т
Регистрация ВС:  RA-81505
Авиакомпания:  Илин
 


Описание
    21 июня экипаж доставил группу туристов из а/п Жиганск на посадочную площадку Уэль-Сиктях-1.
    23 июня после прошедшей грозы, авиатехник произвел осмотр самолета и решил протереть стекла фонаря, которые стали грязными из-за пыли и дождя. Поскользнувшись на капоте, авиатехник упал на камни и повредил левую руку. Проводник группы туристов, имеющий медицинскую подготовку, осмотрев руку авиатехника, предположил перелом ключицы и определил, что необходима срочная медицинская помощь.
    Экипаж принял решение доставить пострадавшего в Жиганск. При осмотре перед вылетом площадки было обнаружено, что вследствие прошедшей накануне грозы вода быстро поднимается, и уже затопила половину площадки. Учитывая срочность вылета и малую взлетную массу самолета, КВС принял решение произвести взлет (расчетная длина разбега - 110 м).
    Взлетная масса ВС перед вылетом составляла 4145 кг, центровка - 21,3% САХ, что не выходило за допустимые пределы, установленные РЛЭ Ан-2.
    Исполнительный старт был занят с максимальным использованием свободной от воды длины площадки с курсом 95 град.
    В процессе разбега параметры работы двигателя были в норме. Отрыв самолета произошел на скорости 85 км/ч. В процессе выдерживания, на высоте 5-7 м, при скорости 95-100 км/ч, экипаж ощутил по звуку работы и падению скорости снижение мощности двигателя. Мощность двигателя и скорость продолжали падать, и проверяющий принял решение о посадке на косу реки, находящуюся в направлении взлета на противоположном берегу реки, но скоротечность потери высоты вынудила его произвести посадку на водную поверхность с парашютированием. При приводнении самолета на скорости, примерно, 65 км/ч произошел полный капот с разрушением фонаря кабины и отрывом подкосов двигателя.
    Экипаж не пострадал, авиатехник получил незначительные телесные повреждения. Находившийся на берегу проводник группы туристов на лодке эвакуировал авиатехника и экипаж.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-81505
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1984
Заводской номер ВС 1G208-05
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Илин
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Жиганск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Жиганск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Проведя анализ всех обстоятельств авиационного происшествия, комиссия сделала следующие выводы о наиболее вероятном ходе развития события:
    1. Взлет выполнялся при спешке, вследствие интенсивного подъема воды на реке (что уменьшало размеры площадки) и необходимости срочного вылета с целью доставки авиатехника в больницу для оказания квалифицированной медицинской помощи.
    2. Фактическая располагаемая дистанция разбега при данных конкретных условиях составляла 242 метра.
    3. С учетом малой прочности несвязанного и неуплотненного грунта, состоящего из неоднородной по размерам гальки, экипаж был вынужден использовать всю длину оставшейся свободной от воды площадки для выполнения разбега воздушного судна и достижения скорости отрыва.
    4. Сразу после отрыва ВС попало в зону нисходящего потока над холодной водной поверхностью, и появилась тенденция к снижению самолета.
    5. Экипаж для сохранения высоты полета был вынужден отклонением штурвала на себя увеличить угол атаки, что привело к уменьшению скорости, и это было воспринято экипажем, как падение мощности двигателя.
    6. Стремление экипажа к производству вынужденной посадки на косу, находящейся на противоположной стороне реки, отклонением штурвала на себя, привело к выходу ВС на большие углы атаки, срабатыванию автоматических предкрылков и парашютированию.
    7. Самолет с уменьшением скорости снизился, коснулся водной поверхности и скапотировал на удалении 71 м от конца площадки.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие, наиболее вероятно, стало следствием сочетания следующих факторов:
    1. ошибочных действий экипажа в процессе взлета (что выразилось в интенсивном увеличении угла атаки при воздействии нисходящего потока воздуха, которое привело к уменьшению скорости самолета), ошибочному представлению о потере мощности двигателя и выходу самолета в режим парашютирования;
    2. неправильной оценки экипажем состояния площадки - неуплотненного, несвязанного грунта с малой прочностью, покрытого неоднородной по размерам галькой, что увеличивало длину разбега самолета;
    3. неучета экипажем воздействия нисходящих потоков над холодной водной поверхностью по курсу взлета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации МАК






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.