Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ Красноярска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 июня 1962 г.
Время:  16:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, близ села Вознесенка, Березовский район
Тип ВС:  Ту-104А
Регистрация ВС:  СССР-42370
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС
Рейс:  902
 


Описание
    Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс №902 Хабаровск-Москва. На борту находилось 62 взрослых пассажира, 14 детей и 8 членов экипажа. Взлет в Иркутске (аэр. Белая) произведен в 15:53 мск. Эшелон полета был 9 000 м.
    В 16:32 самолет вошел в РДС Красноярск. Фактическая погода в районе РДС Красноярск была следующей: облачность 7-9 баллов кучевая и высоко слоистая, высотая верхней границы 9 000 – 9 500 м с последующим понижением до 6 000 м. Опасных метеоусловий не наблюдалось.
    В 16:50 экипаж доложил удаление 50 км от Красноярска, что подтвердилось наблюдением по обзорному радиолокатору. Затем на неоднократные вызовы экипаж не отвечал и только в 16:53 с борта взволнованным и отчаянным голосом на фоне необычного шума и грохота было передано: «Красноярск, 42…370, следите за мной, смотрите за мной…». Голос позднее был идентифицирован как голос второго пилота. На этом связь прекратилась.
    Обломки самолета были обнаружены в 28 км восточнее аэропорта Красноярск в равнинной местности с небольшими участками леса восточнее села Вознесенка Березовского района. Самолет полностью разрушился, оставив воронку на опушке леса. Разброс обломков – 200 м.
    Комиссия установила, что примерно через 1 минуту после доклада экипажа об удалении 50 км самолет перешел в режим, близкий к экстренному снижению. В дальнейшем самолет либо перешел в сваливание на высоте 7 000 м, либо продолжил разворот со снижением с прогрессирующим креном и перешел в сваливание на высоте 4 000 м. С высоты 7 000 м начиналась облачность. Самолет вышел из облаков на высоте 800 м с удалением от точки падения 3 км. В процессе падения отмечалось вращательное движение вокруг продольной оси. Примерный средний угол наклона траектории к горизонту – 15-20°. Столкновение с землей произошло в перевернутом положении под углом около 40° с небольшой поступательной скоростью с левым креном. Общее время падения составило 2,5 мин.
    При исследовании трупов погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных тел наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 76 76
На земле   0
Всего погибших 84


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42370
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.12.1958
Заводской номер ВС 86601301
Наработка ВС (часы) 3726
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка А 1112105 А 1032190


Сведения о рейсе

Номер рейса 902
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Омск (Центральный)
Начальный пункт маршрута Хабаровск (Новый)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Гражданская комиссия, не имевшая доступ к материалам, составлявшим военную тайну, на этом прекратила свою работу, сделав следующий вывод:
    Причина катастрофы – сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолет. Причиной экстренного снижения мог, предположительно, явиться пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине.
    Из неофициальных источников известно, что на месте катастрофы был обнаружен фрагмент обшивки левого борта фюзеляжа, находившийся в районе 20-го шпангоута. В данном фрагменте имелось отверстие диаметром около 20 см. Внутренняя сторона обшивки обгорела и имела механические повреждения. Одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.