Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Казанского вертолетного завода в районе Зеленодольска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 октября 2008 г.
Время:  14:06
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Татарстан, на окраине села Новая Тура Зеленодольского района, в 150 м севернее автодороги Казань – Зеленодольск
Тип ВС:  Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС:  48691 (позывной)
Авиакомпания:  ОАО 'Казанский вертолетный завод'
 


Описание
    Вертолет, принадлежащий Казанскому вертолетному заводу, выполнял испытательный полет (второй контрольный облет после выпуска с завода после переоборудования в вариант «Салон» для перевозки 13 пассажиров). На седьмой минуте полета, на удалении 15 км от аэродрома взлета, при следовании в зону в режиме горизонтального полета с приборной скоростью 234 км/ч на высоте 450 м началось самопроизвольное интенсивное кренение ВС вправо. Через 3 секунды крен достиг 52°. Анализ СОК показал, что кренение вертолета вправо происходило вследствие перемещения тарелки автомата перекоса на создание правого крена. За 4 секунды положение тарелки автомата перекоса в поперечном направлении достигло значения -3° и после задержки в этом положении в течение 1,5 секунды достигло своего максимального значения -4°.
    Несмотря на то, что ручка управления в продольном канале была отклонена на себя, вертолет резко перешел на пикирование. Через 6 секунд после начала развития аварийной ситуации угол тангажа достиг 77°. К этому моменту угол крена вертолета из правого перешел в левый и достиг 44°.
    Через 2 секунды после начала самопроизвольного кренения вертолета общий шаг несущего винта был уменьшен до минимального значения.
    Через 4-5 секунд после начала возникновения аварийной ситуации КВС подал команду экипажу на покидание вертолета. Второй пилот покинул вертолет на высотн около 70 м, но из-за малой высоты его парашют раскрылся неполностью. Летчик ударился о землю с большой вертикальной скоростью, получив при этом значительные травмы. Неуправляемый в поперечном канале вертолет столкнулся с землей при правом крене 38°, угле тангажа на пикирование -45° с вертикальной скоростью снижения порядка 40 м/с. через 13 секунд после начала развития аварийной ситуации. ВС упало на сельскую улицу между частными жилыми домами, разрушилось и сгорело.
    Остальные четыре члена экипажа погибли при столкновении вертолета с землей. Три члена экипажа выполняли полет с ненадетыми парашютами (парашюты находились на борту вертолета) и из-за дефицита времени не имели возможности воспользоваться ими.
    Продольный канал управления вертолетом, канал управления общим шагом несущего и шагом рулевого винтов, а также оба двигателя были работоспособны в течение всего полета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8МТВ-1
Регистрационный номер (id) ВС 48691 (позывной)
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 2008
Заводской номер ВС 96721
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Облет ВС
Авиакомпания ОАО 'Казанский вертолетный завод'
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Казань (Юдино)
Пункт назначения Казань (Юдино)
Начальный пункт маршрута Казань (Юдино)
Конечный пункт маршрута Казань (Юдино)


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     - в РЛЭ вертолета Ми-8МТВ-1, раздел «Особые случаи полета», отсутствует описание особого случая «Отказ системы продольного и поперечного управления вертолета». Не описаны признаки отказа и не даны рекомендации экипажу вертолета по действиям при отказе системы продольного и поперечного управления;
    - экипировка экипажа не соответствовала требованиям нормативных документов, три члена экипажа выполняли полет с ненадетыми парашютами.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явился отказ системы управления вследствие рассоединения тяги черт. № 8А.5102.015 и качалки черт. № 8А 5103.005 в линии проводки поперечного управления.
    В результате рассоединения качалки и тяги была нарушена кинематическая связь между ручкой продольно-поперечного управления и тарелкой автомата перекоса несущего винта, из-за чего произошла частичная потеря управляемости вертолетом, приведшая к возникновению катастрофической ситуации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.