Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-410УВП в районе аэродрома Борки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 марта 2003 г.
Время:  14:25
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тверская область, 2 км от аэр. Борки
Тип ВС:  Л-410УВП
Регистрация ВС:  01032 ФЛА РФ
Авиакомпания:  Частное лицо
 


Описание
    Экипаж выполнял полеты по десантированию спортсменов-парашютистов. Кроме членов экипажа на борту ВС находилось 23 спортсмена-парашютиста.
    После занятия высоты 3600-3800 метров и выхода на «боевой курс» для производства десантирования экипаж начал уменьшать поступательную скорость полета. В соответствии с установленными требованиями, десантирование должно осуществляться только после выпуска закрылков на 15° и на скорости не менее 180 км/час. В ходе расследования было установлено, что в момент столкновения самолета с землей закрылки самолета находились в убранном положении.
    По объяснению выпускающего, визуально наблюдавшего приближение к точке выброса, была дана команда «Приготовиться!», команда от КВС при этом не поступала. По команде выпускающего «Приготовиться!» группа из 11 парашютистов (располагавшаяся ближе к хвостовой части), вероятно, незначительно переместилась в сторону выходной двери в хвостовой части самолета. Тем самым было нарушено ограничение при групповом покидании - не более 4 человек. В результате этого центровка ВС в этот момент могла увеличиться до 35 % САХ.
    В результате смещения центровки за пределы эксплуатационных ограничений в условиях уменьшения скорости без выпуска механизации, наиболее вероятно, произошел выход самолета на закритические углы атаки со сваливанием на левое полукрыло. Достигнутые при этом нерасчетные перегрузки привели к разрушению конструкции планера (последовательное отделение концевых частей крыла, левой и правой половин стабилизатора, хвостовой части фюзеляжа).
    Часть из находившихся на борту ВС парашютистов покинула ВС самостоятельно, некоторые из парашютистов были выброшены из самолета после отделения хвостовой части. Оставшиеся в самолете парашютисты и члены экипажа погибли в результате столкновения самолета с землей.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 23 9
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Л-410УВП
Регистрационный номер (id) ВС 01032 ФЛА РФ
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 831109
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Частное лицо
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Борки
Пункт назначения Борки
Начальный пункт маршрута Борки
Конечный пункт маршрута Борки


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Из-за отсутствия на аэродроме Борки службы организации перевозок величина загрузка самолета не определялась и документально не оформлялась. Аэродром Борки не был допущен к эксплуатации самолетов типа Л-410.
    В нарушение установленных требований на борту самолета находилось 23 парашютиста при максимальном допустимом количестве парашютистов в парашютно-десантном варианте компоновки не более 12 человек.
    В ходе расследования было установлено, что только трое из находившихся на борту парашютистов располагались на сидениях, установленных вдоль правого борта в передней части салона. Остальные 20 парашютистов располагались на полу пассажирского салона, в том числе 2 парашютиста находились за перегородкой, отделяющей пассажирский салон от туалета, один парашютист располагался в туалете.
    В результате нарушений, допущенных экипажем ВС и должностными лицами наземных служб обеспечения полетов аэродрома Борки, взлетный вес самолета, как было установлено в ходе расследования, превышал допустимый на 618 кг, центровка перед взлетом могла быть около 32% (предельно-задняя центровка 28% САХ). Нарушение правил загрузки самолета оказало непосредственное влияние на исход полета.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов:
    - неудовлетворительная организация летной работы в ЗАО «Авиационный комплекс «Мячково»;
    - неудовлетворительная, с нарушением установленных правил и ограничений, организация парашютных прыжков и подготовка экипажа самолета Л-410УВП №01032ФЛАРФ;
    - нарушение экипажем ВС и выпускающим эксплуатационных ограничений по максимальному числу парашютистов в группе при выполнении группового десантирования;
    - десантирование на скорости, наиболее вероятно, менее минимально допустимой скорости полета с убранной механизацией крыла, что в сочетании со значительным смещением центровки за предельно-заднее ограничение привело к выходу самолета на закритические углы атаки и сваливанию;
    - нарушение экипажем ВС, при бездействии наземных служб обеспечения полетов, норм загрузки и центровки ВС, что привело к выполнению полета на перегруженном ВС со значительным превышением эксплуатационных ограничений по предельно-задней центровке;
   
    - недостаточный контроль за деятельностью пилотов-любителей и эксплуатацией ВС со стороны руководства Федерации любителей авиации Российской Федерации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Письмо Минтранс РФ от 13.04.2004 № 22.15-459






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.