Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-32П АНТК им Антонова в Испании
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июля 1994 г.
Страна:  Испания
Место происшествия:  горы Сьерра-Мариола
Тип ВС:  Ан-32П
Регистрация ВС:  UR-48018
Авиакомпания:  АНТК им Антонова
 


Описание
    28 июня три самолета Ан-32П - два основных UR-48018 и UR-48004 и один резервный UR-48093, принадлежащие АНТК им Антонова. под управлением экипажей летчиков-испытателей АНТК вылетели с а/д Гостомель в Португалию (а/д Сейя) для работ по тушению лесных пожаров в горной местности. В качестве вторых пилотов были задействованы четыре португальских летчика, которые прошли в АНТК теоретический курс (в течение месяца) и практический курс летной подготовки (в течение 10 дней) на самолете Ан-32П, включая отработку сброса воды, и получили сертификаты, позволяющие выполнение задач тушения лесных пожаров.
    В комплексе с полетами по тушению лесных пожаров в горной местности предполагалось выполнение программы эксплуатационных испытаний по определению нагрузок на элементы конструкции в типовых профилях полета в реальных условиях. Для этого один самолет был оборудован системой бортовых измерений с рабочим местом экспериментатора.
    5 июля два Ан-32П UR-48018 и UR-48093, по межправительственному соглашению между португальской и испанской сторонами, перелетели с а/д Сейя в а/п Валенсия с целью оказания помощи в тушении пожаров в смежной зоне между провинциями Валенсия и Аликанте.
    В день происшествия было выполнено 10 заходов на один и тот же очаг пожара в зоне Сьете Агуас (35-40 км западнее а/п Валенсия). Данный полет был 11-ый, но первый в тот день заход на новую точку в более отдаленные районы в направлении Бокайрент-Баньерес (85-90 км южнее а/п Валенсия) с интенсивными лесными пожарами и сложным рельефом местности. Взлет произведен в 18:29 UTC. На борту, кроме летчиков и штурмана, находились бортоператор, ведущий инженер летных испытаний и начальник службы технической эксплуатации. Наведение на точку осуществлялось с испанского вертолета сопровождения. Заход выполнялся против солнца в направлении на гору. Из-за позднего сброса воды самолет не успел выполнить маневр ухода и столкнулся с вершиной горы, примерно 10 м ниже наивысшей точки и полностью разрушился. Весь экипаж, кроме начальника службы технической эксплуатации, погиб. Выживший член экипажа находился в пилотской кабине, не пристегнутый ремнем, и был выброшен из нее при ударе, получив серьезные ожоги и многочисленные травмы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-32П
Регистрационный номер (id) ВС UR-48018
Государство регистрации ВС Украина
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 003
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания АНТК им Антонова
Государство регистрации авиакомпании Украина
Пункт вылета Валенсия
Пункт назначения Валенсия
Начальный пункт маршрута Валенсия
Конечный пункт маршрута Валенсия


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    Действующий экипаж состоял из командира ВС и штурмана, которые были украинцы, а также из португальского второго пилота. Кроме того, на борту находились три человека, тоже украинцы, являющиеся дополнительным экипажем.
    КВС разговаривал со вторым пилотом на английском языке, с остальными членами экипажа на русском.
    Второй пилот, в свою очередь, разговаривал по радио на смешанном языке, на испанском и португальском, с пилотом вертолета наведения и на португальском со вторым пилотом другого самолета Ан-32- напарника.
    В этих условиях является естественным, что имело место некоторое замешательство внутри самолета и трудное восприятие информации, поступающей извне. Это объясняет возбужденное состояние командира ВС, который за 2 минуты до столкновения попросил всех замолчать.
    С другой стороны, до авиационного происшествия самолет-напарник выполнил сброс воды с недостаточной эффективностью, это привело к профессиональному соперничеству между двумя командирами ВС, в результате чего самолет UR-48018 выполнял полет очень низко, прижимаясь к земле, и без достаточного уровня безопасности, который позволил бы перелететь наиболее высокую точку рельефа местности.
    ВС выполняло полет с перегрузкой по весу. Превышение веса (по расчету комиссии) на момент авиационного происшествия составило 1190 кг относительно максимально допустимого взлетного веса.
    Имели место серьезные проблемы в координации действий между собой двух однотипных самолетов, а также с вертолетом наведения. В течение полета внутри самолета взаимопонимание было довольно сложным и атмосфера была очень напряженная. Самолет-партнер выполнил сброс воды с недостаточной эффективностью, в результате чего разбившийся самолет попытался сделать это лучше.
    Воздушное судно выполнило маневр, пролетая очень близко к земле, на высоте ниже уровня самой высокой вершины этой гористой местности.
    В последние 8 секунд полета самолет на скорости менее 180 км/ч подвергался воздействию имевшей место в этой зоне турбулентности, что привело к появлению признаков срыва потока с поверхностей крыла. В течение этого промежутка времени командир ВС увеличил угол тангажа самолета с целью попытки перелететь наиболее высокую точку рельефа местности. Приборная скорость уменьшилась, достигнув скорости сваливания 140 км/час для этой конфигурации. Это привело к сваливанию самолета на правое полукрыло, опусканию носовой части фюзеляжа и столкновению с горой.
    Самолет свалился по причине уменьшения скорости ниже допустимой для имевшей место конфигурации.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     АП произошло по причине сваливания самолета, когда выполнялся полет на сброс воды на лесной пожар, при подходе к наиболее высокой вершине в зоне пожара на высоте ниже этой вершины, реализуя маневр, с целью ее пролета. На самолете выполнялся полет с перегрузкой по весу, при этом сброс воды не был сделан практически до момента столкновения с землей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.