Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Узбекского управления ГВФ близ Ташкента
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июля 1962 г.
Время:  12:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, близ Янгиюля, Ташкентская область
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-91554
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское территориальное управление ГВФ, 160 ато
Рейс:  40
 


Описание
    Экипаж 160 летного отряда выполнял рейс 39/40 Ташкент-Самарканд-Бухара-Ташкент. В 10:05 местного времени экипаж произвел взлет в Бухаре в условиях ясной погоды и после набора высоты занял эшелон 3 000 м. В 10:35 экипаж доложил об отказе правого двигателя и попросил разрешения следовать до Ташкента на эшелоне 2 400 м. О причинах отказа экипаж доложил – прогар поршня цилиндра №2 (впоследствии подтверждено комиссией). Разрешение продолжить полет до Ташкента было получено. Экипаж выполнял полет со снижением до 1 500 м. На этой высоте самолет шел в течение 15 минут. Затем, за 120 км от Ташкента (в районе Чардара), он начал терять высоту и в 34 км от аэропорта Ташкент вследствие потери высоты, а затем и скорости потерпел катастрофу на территории колхоза им Энгельса в 12:14. Одномоторный полет продолжался 1 час 39 минут. Правым крылом самолет задел глинобитный забор (дувал) высотой 2,5 м, ограждавший загон для скота. Потеряв часть крыла с отделением от него, самолет упал в 50 м от дувала на хлопковое поле. Фюзеляж раскололся на три части. Левый двигатель также отделился от крыла. Пожара не возникло. 9 пассажиров погибли на месте, двое скончались в больнице на вторые сутки. Находившийся на борту американский студент (благодаря этому о катастрофе стало известно на Западе), а также остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 33 11
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91554
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.01.1957
Заводской номер ВС 147001216
Наработка ВС (часы) 11030
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 29154565 Б 27352593


Сведения о рейсе

Номер рейса 40
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское территориальное управление ГВФ, 160 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бухара
Пункт назначения Ташкент (Южный)
Начальный пункт маршрута Ташкент (Южный)
Конечный пункт маршрута Ташкент (Южный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина катастрофы – отказ правого двигателя по причине задира и прогара поршня цилиндра №2 вследствие конструктивной ненадежности цилиндро-поршневой группы двигателей АШ-82Т.
    Непосредственные причины: ошибочные решения КВС:
    1) Невозврат в аэропорт вылета и продолжение полета до Ташкента. Он принял это решение по совету бортмеханика, чтобы не получить запись о вынужденной посадке в личное дело. Экипажу следовало принять спокойное и разумное решение о посадке либо в Бухаре, находившейся в момент отказа двигателя на удалении 135 км, либо в Навои (65 км), что даже при задержке решения на 10 минут обеспечивало безопасный исход полета. Служба УВД также не проявила инициативы и не дала рекомендации о посадке в Бухаре или Навои. После 10 минут одномоторного полета возврат в Бухару стал менее безопасен из-за снижения, а затем и невозможен (наличие гор).
    2) Неиспользование номинальной мощности двигателя и безотчетные действия экипажа по уменьшению его мощности. КВС полностью сосредоточился на одномоторном полете и устранился от руководства экипажем. Бортмеханик самостоятельно снижал режим работы исправного двигателя, опасаясь его отказа, не учитывая необходимость сохранения высоты полета. Это вызвало снижение с 1 500 м. КВС высоту полета не контролировал и снижения сразу не заметил.
    3) Неиспользование возможности своевременной посадки: не анализируя причины снижения, КВС упустил возможность посадки на фюзеляж на аэродром МВЛ Чардар, а затем на подобранную с воздуха площадку при достаточном запасе высоты.
    4) Неправильное решение о запуске неработающего двигателя на ПМВ: после доклада о высоте 400 м и о нормальной температуре исправного двигателя приехавший в аэропорт Ташкента командир 160 летного отряда приказал вывести его на номинал. Из-за неустойчивой радиосвязи экипаж не сразу понял приказ и вывел двигатель на номинал только на высоте 200 м. Продолжая полет на номинале в течение 5 минут, экипаж на высоте 100 м принял неграмотное безрассудное решение запустить неисправный двигатель. Вывод винта из флюгера вызвал значительное увеличение лобового сопротивления, что привело к резкой потере высоты и скорости. Самолет вышел на критические углы атаки и перешел в падение с правым креном с последующим столкновением с препятствием и землей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.