Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Владимирского предприятия Авиалесоохраны в Серпуховском районе Московской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 июня 2008 г.
Время:  17:56
Страна:  Россия
Место происшествия:  Московская область, Серпуховской район, близ Пущино
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-01132
Авиакомпания:  Авиалесоохрана, Центральная база авиационной охраны лесов
 


Описание
    Самолет вылетел с аэродрома Большое Грызлово для проведения аэрофотосъемки. На борту находилось два члена экипажа, заказчик полета и 2 оператора. Сразу после взлета КВС доложил о неустойчивой работе двигателя, а затем об его отказе и через 3 минуты после взлета принял решение на вынужденную посадку. При попытке ее выполнения вне аэродрома самолет задел провода ЛЭП, затем столкнулся с деревьями, упал на землю и загорелся.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-01132
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 1G238-60
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Авиалесоохрана, Центральная база авиационной охраны лесов
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Большое Грызлово
Пункт назначения Большое Грызлово
Начальный пункт маршрута Большое Грызлово
Конечный пункт маршрута Большое Грызлово


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     27.06.08 в 05:00 экипаж прибыл на площадку «Большое Грызлово» для выполнения аэрофотосъемочных полетов.
    В связи с отсутствием топлива для выполнения полета, экипаж ожидал вылета на площадке, в комнате отдыха, в течение 6 часов. Экипаж, на основании утвержденного плана полета, имея задание, готовился к выполнению аэрофотосъемочных полетов по маршруту Большое Грызлово - Серпухов - Ступино - Починки - Егорьевск - Люберцы - Большое Грызлово.
   
    В 11:00, не дождавшись прибытия заправочной машины, КВС и владелец ВС приняли решение заправить самолет топливом из находящейся на площадке полиэтиленовой емкости с бензином Б91/115. Данная емкость принадлежала владельцу ВС.
    Когда и откуда была доставлена на площадку эта емкость, установить не удалось. Где приобретался бензин, находящийся в ней, также выяснить не удалось.
    По команде КВС, авиатехник, проверив паспорт на бензин, предоставленный владельцем ВС, взял пробу бензина через верхнюю горловину емкости при помощи шланга. При визуальном осмотре пробы ни у авиатехника, ни у КВС топливо претензий не вызывало. В связи с тем, что сливать топливо через верхнюю горловину было затруднительно, КВС и владелец ВС дали распоряжение оттащить емкость в сторону на 2-3 м и вырыть яму под нижним краном, для удобства заполнения 20-ти литровых канистр. После этого процесс заправки происходил по схеме: через нижний кран, при помощи шланга через воронку с мелкой сеткой заполнялась канистра, затем, через другую воронку с более мелкой сеткой бензин из канистры заливался в баки самолета. Авиатехник заправлял правую группу баков, а второй пилот - левую.
    В результате исследования проб топлива, взятых из данной емкости, было установлено наличие в топливе значительно повышенной концентрации «фактических смол», органических примесей и воды. Растворенные в топливе органические примеси и смолы не задерживаются фильтром в виде мелкой металлической сетки, а вода частично продавливается сквозь него.
    Из объяснений авиатехника, выполнявшего оперативное техническое обслуживание самолета, следует, что остаток топлива перед предполетной подготовкой ВС к вылету с площадки «Большое Грызлово» составлял 220 л. В процессе подготовки была проведена дозаправка ВС топливом в количестве 300 л. Общий запас топлива на борту составил 520 л (470 кг). С учетом расхода топлива при запуске, рулении, настройке аппаратуры аэрофотосъемки на взлете количество топлива составило 450 л (405 кг). Взлетная масса ВС была 4635 кг, центровка 24,6% САХ, что не выходило за ограничения РЛЭ.
    По показаниям авиатехника, КВС присутствовал при сливе отстоя топлива (от момента окончания заправки прошло 15-20 мин) и убедился в его соответствии. Вместе с тем, результаты анализа отобранных проб топлива вызывают сомнение в данном утверждении. Наиболее вероятно, что отстой топлива не сливался, либо не был выдержан временной интервал, необходимый для отстоя топлива.
    Запуск двигателя происходил под контролем авиатехника. По его показаниям, ни в процессе запуска, ни в процессе прогрева и руления на ВПП замечаний по работе двигателя не было.
   
   
Описание развития аварийной ситуации     В 13:50 КВС произвел взлет с площадки с МК взлета 10° и доложил взлет. После отворота на курс следования (в направлении на г. Серпухов) через три минуты после взлета КВС попросил перейти на связь с ВДПП аэропорта Домодедово. Сразу же (РП не успел ответить) КВС доложил о неустойчивой работе двигателя, а затем об его отказе и принятом решении выполнить вынужденную посадку.
    После проведенных исследований можно утверждать, что отказ двигателя был вызван некачественным топливом, заправленным перед последним полетом.
    Выполнить посадку «прямо перед собой» было невозможно, так как полет проходил над пересеченной местностью с лесными массивами и проводами ВЛЭП, высота полета в тот момент была примерно 100-150 м, и КВС, наиболее вероятно, принял решение о вынужденной посадке на водную поверхность р. Ока.
    Для выдерживания необходимой поступательной скорости в процессе выполнения посадки с отказавшим двигателем КВС применял закрылки, выпустив их на 40°. Из-за внезапности возникновения и скоротечности развития ситуации на первоначальном этапе КВС, вероятно, не успел перевести винт на большой шаг.
    В развороте с потерей высоты самолет задел предкрылком верхнего крыла левой полукоробки за верхний грозоотводный провод ВЛЭП. При движении провода вдоль передней кромки крыла он попал в разрез между внешней и внутренней частями предкрылка. Левый концевой предкрылок с носком крыла был срезан проводом, самолет развернуло влево практически на 180°. После столкновения с препятствием самолет потерял поступательную скорость и стал практически неуправляем. С высоты примерно 50-70 м, падая вертикально, самолет столкнулся с землей.
    Первоначальное столкновение с землей произошло левой основной стойкой с незначительным сносом влево и небольшим левым креном. В результате удара левую стойку оторвало в местах крепления и отбросило вправо под фюзеляж за правую полукоробку крыла, на удаление 7 м от места крепления стойки. Затем произошло столкновение лопасти ВВ c землей и в результате удара - срыв двигателя с узлов крепления, левая бипланная стойка сломалась, левая полукоробка крыла сложилась. Законцовка нижнего левого крыла незначительно сместилась назад.
    При ударе о землю произошел взрыв топлива в центральном и корневом баке на правой полукоробке крыла.
    Самолет незначительно продвинулся по земле от места столкновения и, получив значительные повреждения, загорелся. Все люди, находившиеся на борту, погибли.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Расследованием установлено, что катастрофа произошла в результате столкновения самолёта с линией электропередач при выполнении вынужденной посадки с отказавшим двигателем на площадку, подобранную с воздуха, что явилось следствием сочетания следующих факторов:
    - заправки самолёта некачественным топливом перед последним вылетом;
    - отсутствием контроля качества топлива при его хранении, транспортировке и заправке;
    - неудовлетворительного контроля за безопасностью полётов со стороны командно-руководящего и инспекторского состава авиапредприятия при эксплуатации авиационной техники в отрыве от мест базирования.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации МАК






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.