Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие (таран жилого дома) с Ан-2 Западно-Сибирского УГА в г. Новосибирск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 сентября 1976 г.
Время:  08:16
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, Новосибирск, ул. Степная, д.43/1
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-79868
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новосибирский ОАО
 


Описание
    КВС 116 летного отряда Серков, 1952 г.р., в 04:06 мск (08:06 местного времени) произвел самовольный взлет с а/д Новосибирск (Северный) и в 04:16 совершил таран пятиэтажного панельного жилого дома в г. Новосибирск по адресу ул. Степная 43/1. Самолет ударился в стену дома в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами первого подъезда. Стена была пробита. Двигатель отделился от самолета и упал на лестничную площадку 3 этажа. Самолет был заправлен 800 л бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар. Пожарные расчеты прибыли на место происшествия через 5 минут. Пожар был ликвидирован через 57 минут. Спасение жильцов дома, в связи с невозможностью эвакуации по лестничной клетке, производилось через оконные проемы с использованием лестниц и натянутых мягких трапов. В результате происшествия погибли КВС Серков и трое жителей дома, в том числе двое детей 1970 и 1972 г.р. Еще один ребенок 1972 г.р., получивший ожоги, скончался в больнице 04.10.76. 11 жильцов получили ранения и ожоги (4 человека тяжелые, 5 средней тяжести, 2 легкие).
    Разрушена целостность несущих конструкций дома в районе лестничной клетки первого подъезда с распространением этих разрушений на конструкции 4-5 этажа второго подъезда (всего повреждено около 30 квартир).
    В анализах крови и мочи Серкова алкоголя не обнаружено.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   4
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-79868
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1961
Заводской номер ВС 116347312
Наработка ВС (часы) 14812
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 15284199


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новосибирский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Северный)
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Новосибирск (Северный)
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     ПилотСерков окончил Бугурусланское летное училище в 1972 г. Работал в Томском ОАО вторым пилотом Ан-2. С октября 1973 г. перевелся в 116 летный отряд Новосибирского ОАО вторым пилотом Ан-2. С 10.10.75 – КВС Ан-2. Налет 2 605 часов, из них КВС – 731 час.
    В 1972 г. он женился. Имеет сына 2,5 года.
    За последнее время в его семье сложились ненормальные отношения с женой. 20.09.76 они подали заявление на развод. Им были вручены повестки в суд на 30.09.76. После этого Серков улетел в командировку в Барабинск. 25.09.76 Серков дополнительным рейсом прибыл на базу, принимал все меры, чтобы вылететь в Барабинск, но из-за отсутствия плана на вылет сделал заявку на 06:00 мск 26.09.76. После этого он уехал из аэропорта в город. Вечером Серков увидел на улице жену, разговаривающую с незнакомым мужчиной (по ее показаниям, возвращаясь из аптеки в квартиру своих родителей по адресу ул. Степная 43/1, она встретила своего знакомого, с которым разговаривала не более трех минут). Подождав, когда они расстанутся, Серков подошел к жене и нанес ей удар по лицу. Затем конфликт продолжался в квартире ее родителей, где Серков начал наносить ей удары, пока его не остановила ее мать. После этого Серков пришел на квартиру своей матери (в другом доме на той же улице) в возбужденном состоянии, рассказал о случившемся, сходил с братом в баню и лег спать.
    26.09.76 в 03:15 мск он прибыл в аэропорт, оставив предсмертную записку матери, в которой указывал на намерение уйти из жизни, «забрав с собой» жену и сына. Причиной своего решения он назвал то, что «с настоящими нервами я не смог бы уже начать с начала», а вчерашний конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу». За 2 часа 45 минут до заявленного времени вылета (в нарушение НПП ГА-71) Серков прошел медицинский контроль. Фельдшеру он предъявил оперативное задание без указанного времени вылета. Так как плана полетов в медпункте нет, а ранее установленными порядками в Новосибирском ОАО экипажи производили подобные вылеты по оперативным заданиям, фельдшер беспрепятственно провела медосмотр Серкова, который не выявил никаких отклонений.
    Не пройдя предполетной подготовки в штурманской комнате, за 2 часа 34 минуты до заявленного времени вылета он в ПДО получил судовые документы на самолет и за 2 часа 10 минут до времени вылета прибыл на самолет. Дежурный по стоянке лишь на основании личного знания пилота и плана полетов выдал ему ключи.
    После окончания опробывания двигателя Серков запросил разрешение на переруливание на стоянку 116 летного отряда. Диспетчер круга разрешил. Подрулив к стоянкам самолетов, Серков развернулся в сторону летного поля и произвел самовольный взлет поперек старта с МК=270°. Диспетчеры круга и старта, обнаружив взлет самолета без разрешения и связи, проявили замешательство и только через 2 минуты начали вызывать борт на связь. В 04:08 на запрос СДП: «Где вы находитесь» Серков ответил: «Над затоном нахожусь». На последовавший вопрос: «А вы куда пошли?» и последующие вызовы Серков не отвечал до 04:11, когда он передал: «Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Затем на просьбу диспетчера повторить, он повторил это сообщение и на последующие запросы больше не отвечал. Никаких указаний, рекомендаций о прекращении самовольного полета на борт не передавалось.
    Выполнив два круга в районе ул. Степной, пилот направил самолет в часть дома, где в квартире своих родителей находились его жена с ребенком. Самолет столкнулся с домом, разрушился и сгорел. Никто из родственников Серкова не пострадал.
    В 1971 г у Серкова случился эпилептический припадок. Ему была вызвана «Скорая помощь». Дважды, в 1974 и 1975 гг, он получал бытовые травмы головы (со слов Серкова, первый раз он упал с кедра, когда ходил в лес, а второй раз его вытолкнули из автобуса). После этих случаев он, по показаниям жены, часто жаловался на головные боли и постоянно носил с собой таблетки от головной боли. За медицинской помощью он обращаться отказывался, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения бритвой и другими острыми предметами порезов на кожу рук. Отмеченные отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: непосредственной причиной чрезвычайного происшествия явилось нервно-психическая неуравновешенность КВС Серкова, обусловленная конфликтом в семье и скрываемым заболеванием нервной системы. КВС Серков является основным виновником ЧП.
    Происшествию способствовало:
    1) неудовлетворительная работа командно-руководящего состава Новосибирского авиапредприятия по изучению у подчиненных морально-волевых качеств, их поведения в быту, взаимоотношений в семье, интересов и наклонностей.
    2) слабая работа среди личного состава по повышению бдительности, ответственности за соблюдение и поддержание установленных правил режима.
    3) нарушение правил прохождения предполетного медицинского контроля и недостаточное изучение психофизических особенностей летного состава.
    4) наличие грубых нарушений и отступлений от требований руководящих документов в вопросах предполетной подготовки, приема-передачи ВС, а также пассивных действий службы движения по пресечению полета, что позволило КВС Серкову беспрепятственно получит ВС и совершить преступление.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.