Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Якутского УГА близ Оймякона
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 августа 1980 г.
Время:  11:41
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 92 км северо-восточнее а/п Оймякон
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-14104
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Маганский ОАО
 


Описание
    Экипаж 404 летного отряда выполнял поисково-съемочный полет ПАНХ из аэропорта Оймякон в район съемочного участка № 2 с целью аэрогаммаспектрометрической съемки в горной местности с превышением от 1 500 до 2 000 м. Взлет из аэропорта Оймякон произведен в 02:40 мск (09:40 местного времени).
    Комиссия установила, что в период предполетного отдыха КВС и бортмеханик употребляли спиртные напитки, чем грубо нарушили НПП ГА-78 п. 6.7.7, а фельдшер аэропорта Оймякон скрыла факт нарушения экипажем НПП ГА-78 пп. 6.7.3 и 6.7.7 и тем самым способствовала выпуску экипажа в полет в нетрезвом состоянии.
    После взлета экипаж направился в район участка № 2 для выполнения гаммаспектрометрических съемки. Выполнение данного вида работ в условиях сложного горного рельефа с установленной истинной высотой полета не менее 50 м требовало от экипажа повышенного внимания и мастерства. Высадив на маршруте 3-х пассажиров – членов геологической экспедиции, экипаж приступил к выполнению съемочных полетов на участке в 92 км от аэропорта Оймякон с азимутом 54°.
    Данные канала регистратора высоты съемочной аппаратуры АГС-71С показали, что экипаж на всех участках маршрута систематически выполнял полет на высоте ниже установленной 50 м. На отдельных участках маршрута истинная высота достигала 15 м, что создавало реальную угрозу столкновения со склоном горы.
    Обработанный фотоматериал АФА-Э-36 подтверждает зарегистрированные недопустимо малые высоты и близость склона горы.
    В 04:40 мск, при выходе на контрольный ориентир начала съемочного маршрута, фактический ветер, действующий на ВС спереди и слева, сносил его под уклон, что вызвало необходимость маневра по крену в левую сторону. Для выдерживания направления и парирования сноса вертолету был создан крен не менее 9° в сторону склона. Малая высота полета, порядка 5-10 м при уклоне 19° и крене более 20°, что подтверждается изображением местности перед происшествием на последнем кадре АФА-Э-З6, привела к тому, что КВС с пилотированием не справился, вертолет в 04:41 мск несущим винтом зацепился за выступающий участок обрабатываемого каменистого склона горы, потерял управляемость и ударился о поверхность земли. Беспорядочно перемещаясь вниз по склону горы и разрушаясь, вертолет остановился в 60 м от места первого касания земли на отметке с превышением 1655 м от уровня моря и загорелся. При этом бортмеханик и бортоператор погибли. Остальные члены экипажа получили телесные повреждения.
    В момент авиационного происшествия фактическое направление ветра на высоте полета составляло 160° со скоростью 20 км/ч. У земли – 120° и до 5 м/сек.
    Катастрофа произошла в точке с координатами 63°44’ СШ, 144°42’ ВД в условиях хорошей солнечной погоды.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14104
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1965
Заводской номер ВС 05168
Наработка ВС (часы) 4530
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Маганский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Оймякон
Конечный пункт маршрута Оймякон


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Началом развития аварийной ситуации явился подход вертолета к контрольной точке начала съемочного маршрута на высоте ниже установленной и на боковом удалении ближе расчетного на 100–130 м с левым креном более 20°.
    Нарушение установленной высоты, крена и удаления от уклона привели к столкновению с земной поверхностью. На развитие аварийной ситуации оказало влияние то, что с 19 августа в экипаж был включен штурман–стажер, не имеющий допуска к полетам на вертолете Ми–4 и впервые занявший рабочее место – место второго пилота.
    Штурман–съемщик, как инструктор, занял рабочее место бортмеханика. Технологии работы экипажа вертолета Ми–4 по данному виду работ нет и взаимодействие членов экипажа другими документами не обусловлено.
    Нахождение недопущенного к полетам на вертолете Ми–4 штурмана–стажера на рабочем месте второго пилота и одновременное выполнение обязанностей штурманом функций бортмеханика и штурмана–инструктора могло оказать решающее воздействие на исход полета.
    Употребление спиртных напитков командиром вертолета и бортмехаником накануне дня вылета могли ускорить развитие аварийной ситуации с переходом ее в катастрофическую.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилось преступное нарушение со стороны командира вертолета, выразившееся в выполнении поисково–съемочных полетов на истинной высоте менее 50 м, установленной п.5.4.2 РЛЭ в-та Ми-4 и п 7.2.15 РСП. Перерастанию аварийной ситуации в катастрофическую способствовало выполнение в полете обязанностей штурмана–аэросъемщика, штурманом, недопущенным к полетам на вертолете Ми–4. Факт употребления КВС и бортмехаником спиртных напитков оказал усугубляющее влияние на развитие аварийной ситуации и перерастание ее в катастрофическую.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.