Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Якутского УГА близ Олёкминска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 августа 1980 г.
Время:  21:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ Олёкминска
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22529
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Мирнинский ОАО
 


Описание
    Экипаж базировался в аэропорту Олекминск с целью выполнения лесоавиационных работ по тушению пожаров.
    В день происшествия экипаж в 04:40 мск произвел взлет из аэропорта Олекминск для выполнения лесоавиационных работ, имея при этом на борту заправку в количестве 2 180 кг. Выполнив работы по заявке заказчика, экипаж в 08:20 произвел посадку в аэропорту вылета с остатком топлива 125л (97кг). Продолжительность этого полета составила 3 часа 35 минут. С целью скрытия факта малого остатка топлива и допущенного нарушения требований НПП-ГА-78 п. 5.15.3, экипаж выписал требование на 2 450 литров, фактическая заправка составила 2 650 литров (что подтверждается показаниями авиатехников и расчетами полета).
    В 09:23 экипаж произвел повторный вылет по аналогичному маршруту. Через 2 часа 50 минут полета на данном виде работ экипаж, по указанию летчика-наблюдателя, в 14:00 мск произвел посадку на точке, расположенной на удалении 175 км с азимутом 125° от Олекминска, с остатком топлива 550 кг. После посадки на точке экипаж взял на борт 12 служебных пассажиров и груз весом 559 кг. Для выполнения полета до аэропорта посадки, с учетом аэронавигационного запаса топлива, требовалось 970 кг топлива (по маршруту прогнозировался ветер 310° 30 км/ч). Грубо нарушив требования НПП ГА-78 п 5.15.3, командир вертолета принял решение на вылет и в 14:05 мск произвел взлет. Взлетная масса (9 540 кг) и центровка при этом не выходили за установленные пределы. Полет выполнялся на высоте 1 000 м по минимальному приведенному давлению. На второй половине маршрута ветер усилился до 40 км/ч.
    В 14:33 мск, с целью увеличения путевой скорости, экипаж начал самовольное снижение с вертикальной скоростью 0,5-1 м/с и в 14:43 занял высоту 850 м. При загорании табло "осталось топлива 300 литров" в 14:37 командир продолжил полет и не принял единственно правильного решения в создавшейся обстановке произвести посадку на одну из площадок, имевшихся на пути следования. Фактическая путевая скорость 180 км/ч и удаление 70-75км. не обеспечивали безопасного завершения полета. Через 25 минут после загорания табло "осталось топлива 300 литров", в процессе выполнения четвертого разворота с левым креном более 30° на высоте 250-280 м произошло последовательное самовыключение обоих двигателей из-за полной выработки топлива. В создавшейся аварийной ситуации командир при переводе вертолета на режим самовращения несущего винта допустил первичное падение оборотов несущего винта до 80%. Командир вертолета в процессе снижения неоднократно изменял тангаж, бортмеханик безуспешно пытался запустить левый двигатель при остром дефиците времени и малой высоте. С вертикальной скоростью более 13 м/с, поступательной скоростью порядка 30-40 км/ч, углом тангажа +13° вертолет в 15:02 мск столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и пассажиры получили травмы различной степени, второй пилот и 2 пассажира скончались в больнице.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 12 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22529
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1969
Заводской номер ВС 0925
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Мирнинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Олёкминск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Олёкминск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    - KBС принял необоснованное решение на вылет с точки при недостаточном запасе топлива, чем нарушил п.5.15.3. НПП ГА-78.
    - При выполнении полета после загорания табло "Осталось топлива 300 литров",экипаж не принял единственно правильного решения о производстве посадки на площадку, подобранную с воздуха, а продолжал полет.
    - После самовыключения двигателей экипаж не справился с техникой пилотирования на режиме авторотации, в связи с неподготовленностью к действиям в особых случаях в полете при отказе двух двигателей.
    Положение рычагов раздельного управления двигателями, показания очевидцев, характер разрушения вертолета и его частей позволяют сделать вывод, что КВС, с целью экономии топлива в процессе снижения, перевел правый двигатель на режим "малый газ", из-за чего уменьшились обороты несущего винта. При самовыключении обоих двигателей это отрицательно сказалось на переход несущего винта на режим самовращения и привело к уменьшению оборотов несущего винта до 80%, чем значительно усугубилась катастрофическая ситуация.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолета явилось грубое нарушение КВС требований НПП ГА-78 пп 3.3.4 и 5.15.3, выразившееся в принятия решения на полет без необходимого количества топлива на борту.
    Сопутствующей причиной явилась неподготовленность экипажа и выполнение посадки на режиме самовращения несущего винта при самовыключении обоих двигателей.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.