Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8АМТ а/к Ельцовка в районе Угута
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  29 августа 2022 г.
Время:  14:02
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, п.п. Ротор-3, 48 км юго-западнее села Угут
Тип ВС:  Ми-8АМТ
Регистрация ВС:  RA-22833
Авиакомпания:  Ельцовка
 


Описание
    Экипаж выполнял перевозку грузов и пассажиров по заявке геологоразведочной компании на Унтыгейском нефтяном месторождении между разведочными скважинами Ротор-3, Ротор-6 и цехом добычи нефти и газа. В день происшествия было выполнено 3 полета. В 13:54 местного времени экипаж вылетел в четвертый полет с п.п.ЦДНГ-2 на п.п. Р-3. На борту находился груз весом 50 кг и 4 пассажира Заказчика. В 14:00:50, на удалении около 3,5 км от п.п. Р-3 КВС уменьшил общий шаг НВ и приступил к гашению скорости. Заход на посадку планировался с курсом 120°. В 14:01:43, на удалении около 1 км от площадки, экипаж приступил к снижению с дальнейшим гашением приборной скорости и правым отворотом для захода на посадку с намеченным курсом. Расчетная вертикальная скорость снижения составляла 1-2 м/с. В дальнейшем вертикальная скорость стала увеличиваться, что при приборной скорости менее 60 км/ч привело к срабатыванию сигнализации «Вертикальная скорость велика», предупреждающей об опасности попадания в режим «вихревого кольца». КВС плавно увеличил ОШ НВ, в результате чего вертикальная скорость снижения уменьшилась. При этом угол тангажа на кабрирование продолжал увеличиваться, что приводило к дальнейшему уменьшению поступательной скорости. При достижении угла тангажа 14° вертикальная скорость снижения вновь увеличилась с выдачей повторной речевой информации «Вертикальная скорость велика». КВС начал дополнительно увеличивать ОШ НВ, и попытался отклонением РЦШ уменьшить угол тангажа, достигший к этому моменту 16°. Эти действия были запоздалыми. К этому моменту вертикальная скорость снижения возросла до 5…7 м/с. Вертолет на истинной высоте 50…35 м вошел в режим «вихревого кольца».
    В дальнейшем зарегистрировано уменьшение угла тангажа до 8º на пикирование и увеличение ОШ НВ до максимальных значений. В результате быстрого увеличения ОШ НВ до максимальных значений обороты НВ уменьшились до 88%. Вертикальная скорость снижения возросла до 8…11 м/с. Рост вертикальной скорости прекратился, однако запаса высоты полета было недостаточно для вывода вертолета в горизонтальный полет. В 14:02:09 с углом тангажа на пикирование 3º, вертикальной скоростью 10 м/с и при незначительной поступательной скорости вертолет столкнулся с кронами деревьев и затем с поверхностью земли на удалении около 300 м от п.п Ротор-3 (60°07’39.70” с.ш., 73°38’13.00” в.д.), 48 км юго-западнее н.п. Угут. 3 члена экипажа и 2 пассажира получили тяжелые ранения. ВС разрушено.
    Разведочная скважина Ротор-3 расположена на вырубке размерами 200х200 м в лесном массиве с высотой деревьев до 30 м. Над верхушками деревьев выступает только конструкция буровой вышки. Таким образом, площадка не имеет выраженных визуальных ориентиров. В момент происшествия видимость в данном районе была ограничена из-за осадков в виде моросящего дождя и небольшого тумана. Вероятно, экипаж посадочную площадку не наблюдал. С этим может быть связано преждевременное гашение поступательной скорости вертолета для исключения пролета площадки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 4 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/6eb/sbkaq5449u8wuuon6p8zwhazywgq415z/report_ra-22833.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8АМТ
Регистрационный номер (id) ВС RA-22833
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 23.05.2018
Заводской номер ВС 8AMT00643177684U
Наработка ВС (часы) 2357
Наработка ВС (циклы) 3534
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Ельцовка
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8АМТ RA-22833 произошло из-за ошибок КВС в пилотировании при выполнении энергичного гашения скорости, приведших к росту вертикальной скорости снижения и переходу вертолета в режим «вихревое кольцо».
    Недостаток высоты полета не позволил КВС вывести вертолет из снижения, что привело к столкновению с деревьями и затем с поверхностью земли.
    Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало локальное ухудшение видимости, не позволившее КВС своевременно визуально обнаружить малоконтрастную площадку и приведшее к отвлечению его внимания от пилотирования ВС на ее поиск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.