Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-124В Литовского УГА в Волоколамском р-не МО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 декабря 1973 г.
Время:  19:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, близ дер. Карачарово Волоколамского р-на
Тип ВС:  Ту-124В
Регистрация ВС:  СССР-45061
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Литовское УГА, Вильнюсский ОАО
Рейс:  2022
 


Описание
    Экипаж 277 летного отряда произвел взлет в 18:10 мск. На борту находились 45 пассажиров, в том числе один ребенок и один гражданин ФРГ, а также сопровождающий МВД. Следуя на эшелоне 7 800 м, экипаж в 18:44 доложил пролет Витебска, в 18:56 – ОПРС Белый, в 19:03 – траверза Вязьмы. Затем экипаж получил разрешение диспетчера РДП Внуково на снижение до 5 700 м. В 19:06 экипаж доложил о начале снижения и в 19:09:30, за 20 км до пролета ОПРС Климентьево, о занятии эшелона 5 700 м. После этого экипаж получил указание следовать на этой высоте до Климентьево. В 19:10:51 диспетчеры РДП Внуково и ВРДП Вязьма услышали по УКВ связи нажатие самолетного радиопередатчика, неясный разговор внутри экипажа, а затем, в 19:11:08, доклад экипажа: «Вошел в резкое пикирование, не могу вытянуть», звук сирены и неоднократные слова: «Тяни, тяни, еще тяни». В 19:11:47 экипаж передал: «Хорош, с набором пошли, хорош, скорость идет» и доклад второго пилота диспетчерам: «У нас отказал триммер». В 19:12:20 штурман доложил: «Скорость 360». Второй пилот произнес: «Не надо вниз, не надо, от себя, Сергеевич!». В 19:12:37 штурман сообщил: «Ого, 1500». Второй пилот в 19:12:39 произнес: «Не снижайся, Сергеевич». На этом передачи с борта прекратились.
    В 19:13:10 самолет столкнулся с землей в поле в 480 м восточнее деревни Карачарово с МК=60° с отрицательным углом тангажа более 80° на приборной скорости около 900 км/ч и полностью разрушился. На месте падения образовалась воронка глубиной 15 м. Разброс обломков составил 140х190 м.
    Фактическая погода в момент происшествия: облачность 10 баллов, слоистая, разорвано-слоистая высотой 300 м, верхняя граница облачности 1 500 м, дымка, видимость 2-4 км, тихо, температура воздуха -3°С.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 46 46
На земле   0
Всего погибших 51


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-124В
Регистрационный номер (id) ВС СССР-45061
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.04.1964
Заводской номер ВС 4351406
Наработка ВС (часы) 14903
Наработка ВС (циклы) 13832
Силовая установка С 8844001 С 854247


Сведения о рейсе

Номер рейса 2022
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Литовское УГА, Вильнюсский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Вильнюс
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Вильнюс
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что разрушения самолета в воздухе не было. Триммер был установлен на -6,5°, шасси и закрылки убраны. Двигатели при столкновении с землей работали. Метеоусловия не могли являться причиной катастрофы. Следов заедания и заклинивания на проводке рулей, элеронов и их триммеров не обнаружено. Установлено, что триммер руля высоты находился в верхнем положении, которое является близким к предельному отклонению триммера вверх (на пикирование) при ручном электрическом управлении. Самопроизвольное отклонение триммера руля высоты в верхнее положение произошло из-за поступления ложного сигнала в цепь электрического управления. Экипаж однозначно определил отказ триммера, сообщил об этом и был ознакомлен со случаями отказов триммеров и методики пилотирования при этом. Однако экипаж не смог воспользоваться механизмом управления триммера. Аварийная ситуация развивалась с 19:09:42 по 19:13:10. В начале этого периода в момент увода триммера возникли характерные колебательные отклонения руля высоты с общей тенденцией на пикирование, сопровождавшихся ростом тянущих усилий на штурвале. Самолет перешел в интенсивное снижение с вертикальной скоростью до 20 м/с и ростом приборной скорости до 680 км/ч. После вывода самолета из снижения произошло повторное, еще более резкое увеличение вертикальной скорости снижения до 80 м/с, скорости по прибору до 880 км/ч при наличии крена до 50-60°. Вывод самолета из снижения сопровождался наличием значительных тянущих усилий на штурвале (до 200-250 кг) и уменьшением крена до 20-30°. Самолет был выведен из снижения на высоте 2 000 м и переведен в набор высоты. Приборная скорость уменьшилась до 370 км/ч, после чего возникло прогрессирующее кренение с переходом в крутую спираль с разгоном скорости до 900 км/ч.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Катастрофа произошла в результате выхода самолета за пределы установленных летных ограничений (Vпр=880 км/ч вместо 700 км/ч) при снижении с эшелона вследствие самопроизвольного переключения триммера руля высоты из-за попадания ложного сигнала в цепь питания электромеханизма управления триммером, что привело к переходу самолета в интенсивное снижение с разгоном.
    2) Несмотря на то, что самолет при значительных тянущих усилиях на штурвале был возвращен экипажем на эксплуатационные режимы полета, катастрофа не была предотвращена, так как самолет перешел в прогрессирующее кренение с резким снижением с вертикальной скоростью 150-200 м/с. Экипаж предпринял энергичные меры по выводу самолета из крутой нисходящей спирали, о чем свидетельствуют отклонение элеронов и руля направления на вывод из кренения и отклонение руля высоты на вывод из снижения.
    3) В процессе развития аварийной ситуации экипаж проявил мужество, самообладание, действовал грамотно и энергично, докладывал о происходящем на борту в службу движения.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.