Командир вертолета 274 летного отряда со своим экипажем базировался в а/п Нижнеянск с целью выполнения работ по отстрелу диких оленей по заявке совхоза «Усть-Янский». В 05:09 мск экипаж прибыл в пос. Казачье и произвел посадку. Из-за неблагоприятных метеоусловий заказчик в этот день прилета вертолета не ожидал. Уточив район предстоящих работ с заказчиком, КВС взял на борт четырех охотников и в 05:32 мск произвел взлет. При этом командир вертолета проявил недисциплинированность, не приняв мер к получению прогноза погода по району работу, чем нарушил требования НПП ГА-71 и НМО ГА-73.
Прогноз погоды по району полетов предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, ниже 100 м, 4-7 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, 10 баллов средняя верхняя, слабый снег, в облаках умеренное обледенение, видимость 6-10 км, ветер на высоте 1000-2000 м 140-160°.
После взлета экипаж установил связь с диспетчером КДП МВЛ а/д Кулар и принял прогноз погоды, который был хуже установленного минимума КВС. Однако, командир вертолета на прекратил выполнение задания, а диспетчер КДП МВЛ не запретил его, а отпустил вертолет со связи до 07:00 мск. Преступную недисциплинированность проявил и диспетчер а/п Нижнеянск, полностью самоустранившись от руководства полетом вертолета в зоне своей прямой ответственности.
Полет выполнялся на малой высоте до 80 м, в сложных метеоусловиях, над пересеченной лесистой местностью, что помогало экипажу ориентироваться в пространстве по естественному горизонту.
Через 4 минуты после взлета вертолет вышел на большую заснеженную поверхность озера Хат. В условиях, полностью исключающих пилотирование вертолета по естественному горизонту, КВС принял решение на возврат. Маневр разворота выполнялся энергично, вертолету был задан большой крен (около 45°) и большая угловая скорость вращения. В результате допущенных ошибок в технике пилотирования вертолет начал снижаться, что экипажем в первоначальный момент не было замечено. Полное отклонение левой педали путевого управления привело к опусканию носа вертолета и увеличению вертикальной скорости снижения до 7-8 м/с. В сложившейся обстановке, не имея соответствующей подготовки к приборному полету и опыта полета по приборам, психологически неподготовленный экипаж потерял пространственное положение, с техникой пилотирования на глубоком вираже на малой высоте (82 м) в условиях ограниченной видимости не справился. Вертолет с левым креном более 45°, углом тангажа 3-5°, поступательной скоростью 110 км/ч, со скольжением в правую сторону, столкнулся с поверхностью замерзшего озера, разрушился, пробил лёд и затонул. Два пассажира сумели спастись, остальные находившиеся на борту погибли.
До столкновения материальная часть работала исправно; вес, центровка и заправка топливом соответствовали требованиям РЛЭ.
|