Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4А Якутского УГА близ н.п. Казачье
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 октября 1978 г.
Время:  13:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Усть-Янский район, близ н.п. Казачье
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-35293
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Батагайский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета 274 летного отряда со своим экипажем базировался в а/п Нижнеянск с целью выполнения работ по отстрелу диких оленей по заявке совхоза «Усть-Янский». В 05:09 мск экипаж прибыл в пос. Казачье и произвел посадку. Из-за неблагоприятных метеоусловий заказчик в этот день прилета вертолета не ожидал. Уточив район предстоящих работ с заказчиком, КВС взял на борт четырех охотников и в 05:32 мск произвел взлет. При этом командир вертолета проявил недисциплинированность, не приняв мер к получению прогноза погода по району работу, чем нарушил требования НПП ГА-71 и НМО ГА-73.
    Прогноз погоды по району полетов предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, ниже 100 м, 4-7 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, 10 баллов средняя верхняя, слабый снег, в облаках умеренное обледенение, видимость 6-10 км, ветер на высоте 1000-2000 м 140-160°.
    После взлета экипаж установил связь с диспетчером КДП МВЛ а/д Кулар и принял прогноз погоды, который был хуже установленного минимума КВС. Однако, командир вертолета на прекратил выполнение задания, а диспетчер КДП МВЛ не запретил его, а отпустил вертолет со связи до 07:00 мск. Преступную недисциплинированность проявил и диспетчер а/п Нижнеянск, полностью самоустранившись от руководства полетом вертолета в зоне своей прямой ответственности.
    Полет выполнялся на малой высоте до 80 м, в сложных метеоусловиях, над пересеченной лесистой местностью, что помогало экипажу ориентироваться в пространстве по естественному горизонту.
    Через 4 минуты после взлета вертолет вышел на большую заснеженную поверхность озера Хат. В условиях, полностью исключающих пилотирование вертолета по естественному горизонту, КВС принял решение на возврат. Маневр разворота выполнялся энергично, вертолету был задан большой крен (около 45°) и большая угловая скорость вращения. В результате допущенных ошибок в технике пилотирования вертолет начал снижаться, что экипажем в первоначальный момент не было замечено. Полное отклонение левой педали путевого управления привело к опусканию носа вертолета и увеличению вертикальной скорости снижения до 7-8 м/с. В сложившейся обстановке, не имея соответствующей подготовки к приборному полету и опыта полета по приборам, психологически неподготовленный экипаж потерял пространственное положение, с техникой пилотирования на глубоком вираже на малой высоте (82 м) в условиях ограниченной видимости не справился. Вертолет с левым креном более 45°, углом тангажа 3-5°, поступательной скоростью 110 км/ч, со скольжением в правую сторону, столкнулся с поверхностью замерзшего озера, разрушился, пробил лёд и затонул. Два пассажира сумели спастись, остальные находившиеся на борту погибли.
    До столкновения материальная часть работала исправно; вес, центровка и заправка топливом соответствовали требованиям РЛЭ.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 4 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35293
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1964
Заводской номер ВС 05165
Наработка ВС (часы) 11068
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9036080


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Батагайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилась потеря пространственного положения КВС в приборном полете при выполнении маневра для возврата на вираже, а также допущенные при этом грубые ошибки в технике пилотирования, недисциплинированность командира вертолета и экипажа, выразившаяся в выполнении полета при метеоусловиях хуже установленного минимума, преступно-халатные действия диспетчера ВРДП аэропорта Нижнеянск, самоустранившегося от непосредственного руководства полетом вертолета в зоне своей ответственности.
    Катастрофе вертолета способствовали серьезные недостатки, упущения и нарушения в организации летной, методической и профессиональной подготовки летного состава к выполнению полетов в Батагайском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.