|
|
|
Катастрофа Ми-4А Якутского УГА близ Среднеколымска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 октября 1978 г.
Время: 03:30
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Среднеколымский район, близ н.п. Лобуя
Тип ВС: Ми-4А
Регистрация ВС: СССР-36545
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Зырянской ОАЭ Колымо-Индигирского ОАО с обслуживавшим вертолет авиатехником базировался на оперативной точке пос. Лобуя, в 13 км от а/п Среднеколымск, для обслуживания геологической экспедиции. Ночью, в период отдыха, экипажу было предложено выполнить срочное санитарное задание по вывозке роженицы в Среднеколымск.
Организацию и обеспечение полета возглавил начальник аэропорта Среднеколымск, который передел фактическую погоду аэропорта по телефону: 10/10 сл.-куч., куч.-дождевая 600 м визуально, видимость 50 км и вызвал в аэропорт диспетчера КДП МВЛ, начальника связи и радиотехника.
Диспетчер КДП, в нарушение должностной инструкции и технологии работы диспетчера, не имея прогноза погоды по району полетов и запасным аэродромам, зная, что площадка Лобуя не подготовлена для полетов ночью (не радиофицирована и не оборудован ночной старт), согласился на прием вертолета.
После подготовки вертолета авиатехником экипаж принял окончательное решение на вылет. Полетный вес и центровка вертолета не выходили за пределы, установленные РЛЭ.
После взлета, в условиях темной ночи, с необорудованной для ночных полетов площадки, командир вертолета, не имея допуска и соответствующей подготовки к полетам ночью и по ППП, с пилотированием не справился, потеряв пространственное положение. В 19:30 мск (03:30 местного времени 4 октября), без скорости, с перетяжеленным несущим винтом, вертолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж, 3 пассажира и авиатехник погибли.
Столкновение вертолета с поверхностью земли произошло с магнитным курсом 90° на удалении 2300 м от поселка Лобуя в противоположной стороне от линии пути на Среднеколымск. Угол столкновения составил около 80° .
В результате большого угла пикирования первое касание о землю произошло лопастью несущего винта №2, от чего лопасть была деформирована и ее часть длиной 316 см отброшена от продольной оси вертолета в плоскости вращения на расстояние 110 м. В процессе дальнейшего движения несущая система совершила пол-оборота. При дальнейшем движении вертолет своей передней частью силовой установки и передними амортизаторами ударился о землю и полностью разрушился.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-36545 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1964 |
Заводской номер ВС |
19155 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б93262077 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Среднеколымск |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Среднеколымск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы вертолета явилась потеря пространственного положения КВС, который не имел тренировки, опыта и допуска к ночным полетам.
Катастрофа явилась следствием преступных действий КВС, грубо нарушившего НПП ГА-71 п.п. 2.5,2, 2.5.3 и 2.5.4, а также «Инструкцию по организации и выполнению полетов самолетами (вертолетами) гражданской авиации для оказания медицинской помощи населению» от 01.12.75 г.
Потеря пространственного положения могла произойти в результате отказа гироприборов (или их невключения экипажем), а также отказов, которые из-за значительного уничтожения вертолета огнем технической подкомиссии выявить не удалось.
Происшествию способствовали:
- преступно-халатные действия начальника аэропорта Среднеколымск и диспетчера КДП МВЛ в части организаций и обеспечения вылета вертолета о площадки;
- наличие большого числа организационных недостатков в работе командно-руководящего состава Кольмо-Индигирского авиапредприятия в части организации, обеспечения, выполнения и контроля за работой экипажей в отрыве от базы.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|