Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4А Якутского УГА близ Среднеколымска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 октября 1978 г.
Время:  03:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Среднеколымский район, близ н.п. Лобуя
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-36545
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
 


Описание
    Экипаж Зырянской ОАЭ Колымо-Индигирского ОАО с обслуживавшим вертолет авиатехником базировался на оперативной точке пос. Лобуя, в 13 км от а/п Среднеколымск, для обслуживания геологической экспедиции. Ночью, в период отдыха, экипажу было предложено выполнить срочное санитарное задание по вывозке роженицы в Среднеколымск.
    Организацию и обеспечение полета возглавил начальник аэропорта Среднеколымск, который передел фактическую погоду аэропорта по телефону: 10/10 сл.-куч., куч.-дождевая 600 м визуально, видимость 50 км и вызвал в аэропорт диспетчера КДП МВЛ, начальника связи и радиотехника.
    Диспетчер КДП, в нарушение должностной инструкции и технологии работы диспетчера, не имея прогноза погоды по району полетов и запасным аэродромам, зная, что площадка Лобуя не подготовлена для полетов ночью (не радиофицирована и не оборудован ночной старт), согласился на прием вертолета.
    После подготовки вертолета авиатехником экипаж принял окончательное решение на вылет. Полетный вес и центровка вертолета не выходили за пределы, установленные РЛЭ.
    После взлета, в условиях темной ночи, с необорудованной для ночных полетов площадки, командир вертолета, не имея допуска и соответствующей подготовки к полетам ночью и по ППП, с пилотированием не справился, потеряв пространственное положение. В 19:30 мск (03:30 местного времени 4 октября), без скорости, с перетяжеленным несущим винтом, вертолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж, 3 пассажира и авиатехник погибли.
    Столкновение вертолета с поверхностью земли произошло с магнитным курсом 90° на удалении 2300 м от поселка Лобуя в противоположной стороне от линии пути на Среднеколымск. Угол столкновения составил около 80° .
    В результате большого угла пикирования первое касание о землю произошло лопастью несущего винта №2, от чего лопасть была деформирована и ее часть длиной 316 см отброшена от продольной оси вертолета в плоскости вращения на расстояние 110 м. В процессе дальнейшего движения несущая система совершила пол-оборота. При дальнейшем движении вертолет своей передней частью силовой установки и передними амортизаторами ударился о землю и полностью разрушился.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-36545
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1964
Заводской номер ВС 19155
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б93262077


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Среднеколымск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Среднеколымск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы вертолета явилась потеря пространственного положения КВС, который не имел тренировки, опыта и допуска к ночным полетам.
    Катастрофа явилась следствием преступных действий КВС, грубо нарушившего НПП ГА-71 п.п. 2.5,2, 2.5.3 и 2.5.4, а также «Инструкцию по организации и выполнению полетов самолетами (вертолетами) гражданской авиации для оказания медицинской помощи населению» от 01.12.75 г.
    Потеря пространственного положения могла произойти в результате отказа гироприборов (или их невключения экипажем), а также отказов, которые из-за значительного уничтожения вертолета огнем технической подкомиссии выявить не удалось.
    Происшествию способствовали:
    - преступно-халатные действия начальника аэропорта Среднеколымск и диспетчера КДП МВЛ в части организаций и обеспечения вылета вертолета о площадки;
    - наличие большого числа организационных недостатков в работе командно-руководящего состава Кольмо-Индигирского авиапредприятия в части организации, обеспечения, выполнения и контроля за работой экипажей в отрыве от базы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.