Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Якутского УГА в р-не озера Бол. Токо
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 мая 1978 г.
Время:  11:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Нерюнгринский район, район озера Большое Токо
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-31558
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Алданский ОАО
 


Описание
    Экипаж, находясь на оперативной точке с базированием на посадочной площадке Токо, выполнял полеты по гравиметрической съемке для Якутской геофизической экспедиции №6. Аэровизуальные полеты с подбором посадочных площадок и высадкой бортоператоров производились в горной местности с высотами до 2000 м.
    В день происшествия вылет с места базирования в район выполнения работ был произведен в 01:05 мск при наличии прогноза погоды:
    с 01:00 до 07:00- ложбина, 5-6 баллов сл.кучевая 500-700 м; 7-10 баллов средняя, видимость более 10 км, умеренная болтанка. Ветер на 1500 м 250-40 км/час, на 2000 м 260-50 км/час.
    Фактическая погода на точке базирования за 00:00:
    10/3 б. кучево-дождевая 600, средняя, видимость 50 км, тихо,+2°С, между сроками ливневый снег;
    за 03:00 - 10/4 б. слоисто-кучевая 1000м, верхняя, видимость 50 км, тихо, +5°С, между сроками ливневый снег.
    На борту находилось три оператора. Полетный вес и центровка в момент происшествия не превышали установленных.
    При выполнение 15-й посадки в 05:34 мск КВС определил место приземления в горной котловине на высоте 1779 м с односторонним заходом поперек хребта на площадку размерами 100х150 м, окруженную превышениями горного хребта высотой до 2300 м.
    Подход к площадке осуществлялся со встречным ветром, с пролетом над ущельем. При подходе к площадке было допущено гашение скорости до 30-40 км/ч.
    Вследствие периодического изменения направления и скорости ветра (предположительно, в этот момент ветер изменил направление на попутный) вертолет просел и, оказавшись ниже уровня площадки, столкнулся передними колесами с обрывистым краем склона, опрокинулся из хвост, упал в ущелье с отметкой 1650 м, полностью разрушившись. При этом один бортоператор погиб, а все члены экипажа и два оператора получили телесные повреждения средней тяжести.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31558
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1958
Заводской номер ВС 0772
Наработка ВС (часы) 416
Наработка ВС (циклы) 675
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Алданский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Основной причиной катастрофы явилось отсутствие должного опыта работы КВС, о чем свидетельствуют:
    а) отсутствие анализа метеорологической обстановки перед вылетом:
    - выбор места приземления с односторонним заходом;
    - заход с пологой глиссадой, снижение и гашение скорости вертолета над ущельем;
    - отсутствие должного анализа и учета ветровой обстановки в процессе полета;
    - непринятие мер по своевременному исправлению аварийной ситуации
    б) нарушение экипажем прогнозируемого минимума погоды по ветру и руководящих документов: НПП-ГА-71 пп 7.11.24, 9.4.11, РЛЭ п.4.12.4. Руководство по съемочным полетам 1977 г пп 7.1.5, 7.1.23; 16.13.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Авиационное происшествие произошло в результате недостаточной подготовленности КВС к выполнению полетов в горах, что привело к ряду ошибок в определении методики выбора посадочной площадки, метода захода и выполнения посадки с учетом метеорологических особенностей (ветровой обстановки), а также к нарушению минимума погоды по ветру и требований руководящих документов: НПП-ГА-71 пп 7.11.24, 9.4.11, РЛЭ п.4.12.4. РСП-77 пп 7.1.5, 7.1.23; 16.13.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.