Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4А Якутского УГА в районе Ванькиной губы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 апреля 1977 г.
Время:  11:47
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Усть-Янский район, 135 км севернее н.п. Тенкели
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-01821
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Батагайский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по заявке геологоразведочной партии по маршруту Тенкели - Крайний - Ванькина Губа. На борту находились три служебных пассажира, в том числе авиатехник. Прогноз погоды по маршруту, который экипаж получил по радиорелейной связи от диспетчера а/п Депутатский перед вылетом с площадки МВЛ Тенкели, соответствовал минимуму командира вертолета.
    После взлета начальник п.п. Тенкели передал диспетчеру а/п Депутатский о начале работы Ми-4 №01821 в 03:00 мск.
    Через 15 минут командир вертолета произвел посадку в н.п. Крайний и через 2-3 минуты вылетел на Ванькину Губу напрямую, тогда как маршрут из н.п. Крайний утвержден через пункты Тенкели - Тумат - Юкагир - Ванькина Губа. В полете экипаж связи не вёл. Диспетчер а/п Депутатский, несмотря на полученную из Тенкели радиограмму о вылете вертолета, его полетом не интересовался и, не получив данных о его посадке и конце работы, ушел домой, считая, что экипаж после выполнения задания, на праздничные дни улетел на базу в Батагай.
    Смена службы движения а/п Батагай при заступлении на дежурство 30.04.77 в 01:00 мск получила метеоконсультацию от дежурного синоптика о том, что прогноз погоды на весь день в районе севернее Тумата и на участке трассы Тумат - Юкагир - Ванькина Губа нелетный, а АМСГ а/п Депутатский по этому же району прогнозировала летную погоду до 06:00 мск.
    Руководствуясь прогнозом АМСГ а/п Батагай и, не имея информации из Депутатского о вылете вертолета Ми-4 №01821 (со слов диспетчера, радиограмма о вылете была передана ДСУ Якутска и АДП Батагай, но там она не обнаружена), диспетчер АДП а/п Батагай выдала ложную информацию вновь заступившему диспетчеру АДП о том, что вертолет не летает по метеоусловиям. В последующие дни план-сводка была заменена, а местонахождением вертолета никто не интересовался.
    9 мая, после запроса начальника Полоусенской геологоразведочной партии о месте высадки их работников, командование Батагайского ОАО обнаружило, что вертолета на площадке МВЛ Тенкели нет. Поиск был организован 10 мая. В тот же день, в 08:50 мск, вертолет был найден на расстоянии 75 км до Ванькиной Губы (160 км от места взлета) разрушенным и сгоревшим. Все находившиеся на борту погибли. Время катастрофы 04:47 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01821
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1965
Заводской номер ВС 13165
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 93262044


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Батагайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Тенкели
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия Якутского УГА, представители заводов №403 и 404 ГА и специалисты ГосНИИ ГА пришли к выводу, что во время полета на высоте 150–200 м на борту возник пожар, начавшийся в пассажирской кабине в районе дополнительного бензобака. При возникновении аварийной ситуации в воздухе экипаж приступил к экстренному снижению с доворотом вертолета на озеро. При выполнении вынужденной посадки на озеро экипаж увидел крутой берег и, во избежание лобового удара, проявив поспешность, начал отворот на малой высоте над белой безориентирной местностью, при 10 бальной облачности, с креном 40° и в этих условиях не смог определить расстояние до земли. Вертолет задел лопастями лед озера, потерпел катастрофу, разрушился и сгорел.
    Вероятной причиной пожара явилось курение пассажиров в грузовой кабине, что определено по множеству окурков и спичек.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.