Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Якутского УГА близ Булуна
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 февраля 1976 г.
Время:  13:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Булунский район, 87 км юго-западнее а/п Булун
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22538
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
 


Описание
    Экипаж 248 летного отряда выполнял заказной рейс по заявке Быковского рыбозавода по вывозке рыбы из Сиктяха в Булун. На рейс из Булуна до Сиктяха службой организации перевозок было оформлено 6 пассажиров (две женщины и четверо детей одной из них).
    Взлет в а/п Булун произведен в 06:18 мск (12:18 местного времени). Через 42 минуты после взлета во время горизонтального полета на высоте 600 м внезапно раздался хлопок-глухой взрыв с падением оборотов НВ до 80%. Вертолет развернуло вправо и он стал терять высоту. Автоматически сработала противопожарная система. Бортмеханик открыл дверь кабины для осмотра. Грузовая кабина была объята пламенем и наполнена дымом. Языки пламени стали проникать в пилотскую кабину. У экипажа начала тлеть одежда. КВС приступил к экстренному снижению и заходу на вынужденную посадку, которая производилась на редколесье в холмистой местности (87 км с А=226° от а/п Булун, 70°08’СШ, 125°43’ВД) по-вертолетному. При посадке в дыму и огне вертолет столкнулся с землей и взорвался. Хвостовой редуктор отвалился перед приземлением в результате удара о дерево. Экипаж покинул кабину. КВС и бортмеханик получили ожоги. Все пассажиры погибли в момент катастрофы. КВС и второй пилот, находившиеся на морозе без верхней одежды, получили обморожения. При попытке членов экипажа выйти на реку Лена они были найдены и спасены охотником, находившимся вблизи места катастрофы, и впоследствии вывезены из охотничьей избушки вертолетом.
    При расследовании на месте летного происшествия обнаружено разрушение шлицевого соединения рессоры вала главного привода двигателя со втулкой редуктора и отсутствие в роторе турбины винта регулировочного кольца 7942 0099, определяющего положение рессоры двигателя относительно шлицев втулки редуктора.
    Как показали исследования, проведенные ГосНИИ ЭРАТ ГА, двигатель ТВ2-117А №С96201335 был выпущен заводом им Я.М. Свердлова и работал без регулировочного кольца в течение всего периода эксплуатации (499 часов). Отсутствие регулировочного кольца привело к уменьшению площади контакта шлицов, что способствовало их ускоренному износу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22538
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.11.1969
Заводской номер ВС 1638
Наработка ВС (часы) 4195
Наработка ВС (циклы) 5445
Силовая установка С95201335 С95101528


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Булун
Пункт назначения Сиктях
Начальный пункт маршрута Булун
Конечный пункт маршрута Сиктях


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: катастрофа вертолета произошла из-за пожара, начавшегося в воздухе вследствие разрушения дисков свободной турбины левого двигателя по причине раскрутки свободной турбины в результате нарушения ее кинематической связи с редуктором из-за повышенного износа и последующего снятия шлиц-рессоры вала главного привода двигателя и шлицевой втулки главного редуктора.
    Повышенный износ шлиц-рессоры вала главного привода двигателя и шлицевой втулки редуктора является следствием неудовлетворительного из зацепления, вызванного отсутствием регулировочного кольца под торцом рессоры вала главного привода, не установленного при изготовлении двигателя на заводе изготовителе п/я А-3985.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета является разрушение левого двигателя из-за его некачественного изготовления.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.