Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа L-410UVP-E20 а/к Аэросервис в районе Казачинского
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 сентября 2021 г.
Время:  22:51
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, Казачинско-Ленинский район, 4 км севернее п.п. Казачинское
Тип ВС:  L-410UVP-E20
Регистрация ВС:  RA-67042
Авиакомпания:  Аэросервис
Рейс:  СЛ 51
 


Описание
    Экипаж выполнял регулярный пассажирский рейс СЛ 51 из а/п Иркутск на п.п. Казачинск. На борту находилось 14 пассажиров и 153 кг багажа. Рейс СЛ 51 по расписанию выполняется в дневное время (вылет в 14:35 местного времени). В день происшествия он был задержан на несколько часов. Вылет произведен ночью. Посадочная площадка Казачинск предназначена для полетов только по ПВП, радиотехническими средствами не оборудована, схем захода на посадку по приборам не имеет. На площадке имеется комплект несертифицированного светосигнального оборудования. Высота площадки 356 м над уровнем моря.
    Прогноз погоды по району п.п. Казачинск с 12:00 до 18:00 UTC предусматривал: видимость у земли в период с 14:00 до 18:00 – локально 500 м, туман в низинах. Облачность редкая кучево-дождевая с высотой нижней границы 450 м, верхней границы выше 3000 м над уровнем земли, в облаках умеренное обледенение, ветер у земли 180° 3 м/с. С 14:00 до 18:00 локально разбросанная слоистая облачность с высотой нижней границы 100 м, верхней границы 300 м над уровнем земли.
    При подлете к посадочной площадке Казачинск экипаж отметил наличие тумана. Руководство по производству полетов авиакомпании не содержит данные о метеоминимумах для захода на посадку в ночное время на п. п. Казачинск. В аэронавигационном паспорте п.п. Казачинск метеоминимум для захода на посадку составляет 300х4000 м. В дальнейшем пилоты выполнили два захода на посадку с МК=40° с последующими уходами на второй круг. Видимость при этих заходах была менее 1000 м, что ниже установленного в АНППП метеоминимума. Решения о возврате в а/п Иркутск или об уходе на запасной а/д Усть-Кут КВС не принял. Оба захода на посадку выполнялись с включенным автопилотом, с выпущенными шасси и убранными закрылками. Первый уход на второй круг произведен с истинной высоты около 100 м, второй - с высоты 7 м. При втором заходе на посадку бортовым параметрическим самописцем зафиксированы разовые предупреждающие команды системы EGPWS, но звуковые сигналы этой системы на записи речевого самописца отсутствуют. При выполнении уходов на второй круг автопилот отключался, конфигурация самолета не менялась. Третий заход на посадку выполнялся с МК=220° методом отворота на расчетный угол, с последующим правым доворотом и выходом на посадочный курс ВПП 22. После набора высоты около 450 м над уровнем ВПП заход на посадку выполнялся с включенным автопилотом, выпущенными шасси и убранными закрылками. На конечном участке захода на посадку самолет находился значительно правее продолженной оси ВПП. Экипаж контролировал положение самолета по удалению и высоте. По докладу второго пилота, на удалении 3,5 км от ВПП высота составляла 50 м. Визуальный контакт с ВПП и наземными ориентирами установлен не был, но экипаж продолжал снижаться.
    В 14:51:48 UTC (22:51 местного времени) самолет с отклонением вправо от посадочного курса около 1100 м столкнулся с деревьями на склоне сопки в 3,8 км севернее КТА п.п. Казачинск (3 км от торца ВПП 22) на высоте 420 м над уровнем моря (63 м над уровнем торца ВПП 22), упал в лес и полностью разрушился. Пожара не было. Разброс обломков составил 100х25 м. Второй пилот и 3 пассажира погибли. Остальные пассажиры и КВС получили серьезные ранения. За 4 секунды до столкновения с препятствиями параметрическим регистратором зафиксирована предупреждающая разовая команда системы EGPWS, но на записи звукового самописца ее не слышно (причина этого точно не установлена). За 1 секунду до столкновения с деревьями зафиксированы действия экипажа по переводу самолета в набор высоты. Координаты места АП: 56°18’45.00” СШ, 107°35’03.90” ВД.
    Фактическая погода п.п. Казачинск за 15:00 UTC – тихо, облачность отсутствует, видимость не определена (в ГМС Казачинское отсутствует возможность ее определения в ночное время). Минимум КВС по ПВП 200х3000 м. Общий налет КВС 5623 часа, в том числе на Л-410 5606 часов. Общий налет второго пилота 1385 часов, в том числе на Л-410 693 часа.
    Для навигации экипаж использовал два приемника GPS. В приемнике КВС, осуществлявшего пилотирование при заходах на посадку на п.п. Казачинск, положение пользовательских точек не соответствовало фактическим координатам торцов ВПП и КТА. Точка KZ22, на которую, по показаниям КВС, осуществлялась навигация и соответствующая торцу ВПП 22, расположена на удалении 420 м от торца ВПП 22 и правее продолженной оси ВПП на 260 м. Координаты точки UITK, соответствующей КТА, также отличаются от фактических. В приемнике GPS второго пилота точка KZ22 отсутствует, а координаты торца ВПП 04 и КТА также отличаются от фактических. Смещение точки KZ22 в приемнике GPS командира ВС вправо при осуществлении навигации по этой точке привело к тому, что весь заход на посадку на конечном участке выполнялся правее продолженной оси ВПП 22.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 14 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/928/gse2mdmvmephwymupric4ldymtqxr5td/report_ra-67042.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС L-410UVP-E20
Регистрационный номер (id) ВС RA-67042
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 24.10.2014
Заводской номер ВС 2916
Наработка ВС (часы) 5481
Наработка ВС (циклы) 3632
Силовая установка 133004 134010


Сведения о рейсе

Номер рейса СЛ 51
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэросервис
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Казачинское
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Казачинское


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия с самолетом L 410 UVP-E20 RA-67042 явилось несоблюдение экипажем правил визуальных полетов ночью, выразившееся в выполнении захода на посадку при видимости ниже установленных минимальных значений, что привело к столкновению с естественными препятствиями в управляемом полете.
    Способствующими факторами авиационного происшествия, наиболее вероятно, явились:
    - несоответствие координат торцов ВПП п. п. Казачинское в приемниках GPS КВС и второго пилота их фактическим значениям, что привело к неправильному расчету на посадку;
    - непринятие КВС своевременного решения об уходе на запасной аэродром при наличии у него информации о несоответствии метеоусловий установленным минимальным значениям. Индивидуальные психологические особенности личности КВС позволяли ему принимать лидерские решения, но в случае их ошибочности он не обладал способностями к их коррекции и был склонен к неоправданно рискованным, опасным решениям;
    - использование экипажем автопилота на заключительном этапе полета, что не соответствовало положениям РЛЭ. Выбранные режимы работы автопилота существенно снизили ситуационную осведомленность экипажа. Фактически, снижение выполнялось значительно правее продолженной оси ВПП над местностью, на которой отсутствовали световые ориентиры;
    - отсутствие должного взаимодействия в экипаже и недостаточный контроль за параметрами полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.