Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Витязь-Аэро в Усть-Большерецком районе Камчатского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 августа 2021 г.
Время:  09:29
Страна:  Россия
Место происшествия:  Камчатский край, Усть-Большерецкий район, озеро Курильское, район устья реки Озерная
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24744
Авиакомпания:  Витязь-Аэро
 


Описание
    Экипаж выполнял задание по перевозке группы туристов с гидом с базового вертодрома авиакомпании на п.п. Николаевка в район озера Курильское в Усть-Большерецком районе (южная оконечность полуострова Камчатка) на п.п. кордон «Озерный», откуда вертолет затем должен был вылететь в район кальдеры вулкана Ксудач и на Ходуткинские горячие источники. После этого предусматривался возврат на п.п. Николаевка.
    Перед полетом в диспетчерскую службу авиакомпании трижды были переданы сообщения с кордона «Озерный» о наличии густого тумана и видимости 100 м. Для наглядности к сообщениям были приложены фотографии фактического состояния погоды. На момент вылета фактическая погода на п. п. кордон «Озерный» из-за приземного тумана не соответствовала условиям ПВП. По внутренним правилам авиакомпании очередность посадок по заявленному маршруту не устанавливается, а определяется КВС по фактической погоде на посадочных площадках. КВС было дано указание о задержке вылета на п. п. «кордон «Озерный». После совещания с командиром эскадрильи КВС принял решение о вылете на п. п. «Ксудач», где по прогнозу погода соответствовала ПВП.
    В 08:40 экипаж произвел взлет с пассажирами на борту. В полете КВС, посмотрев погоду на траверзе Ксудача и полагая, что туман плотный, но не до земли, изменил свое решение и полетел на Курильское озеро. Об этом в 08:58 он сообщил экипажу другого вертолета Ми-8 (RA-22976), вылетевшего на 15 минут позже по тому же маршруту. КВС этого вертолета еще раз уточнил погоду на кордоне «Озерный». Она была без изменений. Он решил идти на Ксудач, о чем информировал КВС Ми-8 RA-24744. Последний ответил, что посмотрит погоду на Курильском озере и, если будет всё закрыто, то он уйдет на Ксудач.
    В 09:24 вертолет прибыл в район оз. Курильское. КВС решил снизиться над озером и оценить возможность посадки. Перед снижением он распределил обязанности в экипаже. Второй пилот должен был следить за положением вертолета по GPS, а бортмеханик объявлять высоту и скорость полета.
    Снижение вертолета над озером проходило в тумане. Видимость на озере в этот момент была практически нулевая. Бортмеханик докладывал высоту и скорость полета. В 09:28:40 на высоте 45 м сработала звуковая сигнализация опасной высоты радиовысотомера. Никакой реакции КВС не это не было. Он продолжал снижение в тумане. При этом приборная скорость составляла 90 км/ч. Бортмеханик продолжал информировать КВС о высоте и скорости полета: «Высота 30, скорость 90, высота 20, высота 15, высота 10». В 09:29:10 вертолет столкнулся с водной поверхностью примерно в 600 м от берега и в 2300 м юго-восточнее посадочной площадки и затонул на глубине 110 м в перевернутом положении. Второй пилот, бортмеханик и 6 взрослых пассажиров были выброшены или смогли выбраться из тонущего вертолета и через пять минут были спасены инспекторами с кордона, прибывшими к месту происшествия на двух моторных лодках. Двое из них получили тяжелые ранения. КВС и 7 пассажиров погибли.
    Посадочная площадка «Кордон «Озерный» расположена на северо-западном берегу озера Курильское в устье реки Озерная.
    Фактическая погода на кордоне Озерный в момент АП: штиль, видимость 100 м, туман, температура +8°С.
    КВС (60 лет) имел общий налет 8060 часов, налет на данном типе/в качестве КВС: 5767 ч/2440 ч. Метеоминимум КВС днем по ПВП: 200х3000х25 (высота нижней границы облачности/горизонтальная видимость/максимальная скорость ветра). Ранее он уже имел авиационное происшествие по схожим причинам – из-за непринятия своевременного решения о возврате на запасной аэродром (площадку) при попадании в метеоусловия, не соответствующие ПВП, с последующей потерей пространственного положения ВС. КВС, имея негативный опыт продолжения полета в метеоусловиях, не соответствующих ПВП, сознательно повторил данное нарушение, которое предопределило исход аварийного полета. Комиссия считает, что причины принятия подобных решений, во многом, лежат в сфере психологии. По заданию комиссии был проведен анализ результатов психологических обследований КВС, который выявил как минимум два фактора: снижение, вероятно возрастное, логичности и аналитичности мышления до уровня ниже среднего, а также чрезмерную склонность к риску, с пренебрежением и недооценкой опасности на фоне вероятной внутренней напряженности и эмоциональной неустойчивости, часто связанных с личностной дезинтеграцией.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 13 7
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/de5/report_ra-24744.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24744
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 05.12.1984
Заводской номер ВС 98417949
Наработка ВС (часы) 16733
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Витязь-Аэро
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Николаевка
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Николаевка
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП с вертолетом Ми-8Т RA–24744 явилось непринятие КВС своевременного решения о полете на запасной аэродром в метеоусловиях, не соответствующих ПВП и уровню подготовки экипажа, что привело к неконтролируемому снижению и столкновению ВС с водной поверхностью.
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    - отсутствие у КВС достаточной подготовки к выполнению маневров по приборам с целью выхода из условий, не соответствующих ПВП;
    - невыполнение экипажем положений РЛЭ и технологии работы членов экипажа вертолета Ми-8 при срабатывании звуковой сигнализации «Опасная высота»;
    - психологические особенности личности КВС, связанные со снижением, вероятно возрастным, логичности и аналитичности мышления до уровня ниже среднего, а также с чрезмерной склонностью к риску, с пренебрежением и недооценкой опасности, что, в том числе, не позволило ему извлечь требуемые уроки после схожего авиационного происшествия в прошлом;
    - недостаточная профилактическая работа в авиакомпании по результатам расследования предыдущих авиационных событий.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.