КВС и техник самолета Ан-2 выполняли авиахимработы по обработке полей органическим удобрением «Полистин». Полеты производились с а/д Большое Болдино. Залив в химбак около 1200 литров жидкого удобрения, экипаж произвел взлет с аэродрома около 03:10 местного времени. Прибыв к обрабатываемому участку (кукурузному полю) на окраине н.п. Кистенево (6 км от аэродрома базирования), экипаж приступил к обработке. Работы проводились на рассвете, во время восхода солнца. В 03:37, во время третьего гона, самолет столкнулся с опорой ЛЭП и потерпел катастрофу. Техник погиб на месте. КВС скончался от ожогов в больнице 15 июля.
При расследовании установлено: КВС выполнял полеты в районе Большое Болдино с 2014 года с налетом на АХР 231 час. О наличии препятствия (ЛЭП) в районе обработки он знал. По показаниям руководителя сельхозпредприятия, поле которого подлежало обработке, накануне перед полетами он напомнил пилоту о наличии ЛЭП на поле. В нарушение РЛЭ Ан-2, полеты выполнялись без второго пилота, на месте которого сидел техник, не имеющий действующего пилотского свидетельства, но имевший ранее свидетельство КВС самолета Ан-2, выданное ему ДОСААФ. Кроме того, он находился в состоянии алкогольного опьянения (1,3‰ алкоголя обнаружено в крови).
Первые два гона выполнялись в предрассветных сумерках. Направление первого гона было вдоль северо-западной границы поля, с юго-запада на северо-восток. Перпендикулярно направлению гона (параллельно юго-западной границе поля на расстоянии 110 м от нее) через поле проходит ЛЭП 10 кВ, установленная на железобетонных опорах высотой 9 м. Между юго-западной границей поля и ЛЭП имеется участок деревьев размером 60х65 м. Высота деревьев 10-15 м. Во время первого гона самолет пролетел над деревьями и ЛЭП, снизился до высоты гона и начал обработку поля. Развернувшись в конце поля на 180°, пилот произвел второй гон в сторону ЛЭП и группы деревьев. В завершении гона, перейдя в набор высоты до препятствий, он пролетел над ЛЭП и деревьями и развернулся для выполнения третьего гона от юго-западной границы поля. Группа деревьев при этом осталась слева от направления полета, что позволило пилоту снизиться до высоты гона (5 м) раньше, чем при первом гоне. Одновременно с этим, в 03:37, начался рассвет (солнечный диск вышел из-за горизонта). При этом курсовой угол солнца был всего 8°, а высота солнца над горизонтом минус 8°. Требованиями ФАП-128 запрещено обрабатывать участки, если высота солнца над горизонтом менее 15°, а курсовой угол солнца менее 30°. Выполняя полет на высоте ниже уровня ЛЭП практически навстречу солнцу, пилот не заметил ее. Произошло столкновение правой полукоробки крыльев самолета с опорой и проводами ЛЭП, что привело к разрушению правых отъемных частей верхнего и нижнего крыльев. Самолет перешел на снижение, и в 210 м от ЛЭП приземлился на шасси с опережением на нос. Через 40 м он двигателем и воздушным винтом столкнулся с земной поверхностью (в результате двигатель был сорван с мест крепления), развернулся вокруг вертикальной оси и остановился. После удара о землю возник пожар, в результате которого самолет сгорел.
|