Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 а/к Зевс-авиа в Большеболдинском районе Нижегородской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 июля 2020 г.
Время:  03:37
Страна:  Россия
Место происшествия:  Нижегородская область, Большеболдинский район, 400 м юго-восточнее н.п. Кистенево
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-40851
Авиакомпания:  Зевс-Авиа
 


Описание
    КВС и техник самолета Ан-2 выполняли авиахимработы по обработке полей органическим удобрением «Полистин». Полеты производились с а/д Большое Болдино. Залив в химбак около 1200 литров жидкого удобрения, экипаж произвел взлет с аэродрома около 03:10 местного времени. Прибыв к обрабатываемому участку (кукурузному полю) на окраине н.п. Кистенево (6 км от аэродрома базирования), экипаж приступил к обработке. Работы проводились на рассвете, во время восхода солнца. В 03:37, во время третьего гона, самолет столкнулся с опорой ЛЭП и потерпел катастрофу. Техник погиб на месте. КВС скончался от ожогов в больнице 15 июля.
    При расследовании установлено: КВС выполнял полеты в районе Большое Болдино с 2014 года с налетом на АХР 231 час. О наличии препятствия (ЛЭП) в районе обработки он знал. По показаниям руководителя сельхозпредприятия, поле которого подлежало обработке, накануне перед полетами он напомнил пилоту о наличии ЛЭП на поле. В нарушение РЛЭ Ан-2, полеты выполнялись без второго пилота, на месте которого сидел техник, не имеющий действующего пилотского свидетельства, но имевший ранее свидетельство КВС самолета Ан-2, выданное ему ДОСААФ. Кроме того, он находился в состоянии алкогольного опьянения (1,3‰ алкоголя обнаружено в крови).
    Первые два гона выполнялись в предрассветных сумерках. Направление первого гона было вдоль северо-западной границы поля, с юго-запада на северо-восток. Перпендикулярно направлению гона (параллельно юго-западной границе поля на расстоянии 110 м от нее) через поле проходит ЛЭП 10 кВ, установленная на железобетонных опорах высотой 9 м. Между юго-западной границей поля и ЛЭП имеется участок деревьев размером 60х65 м. Высота деревьев 10-15 м. Во время первого гона самолет пролетел над деревьями и ЛЭП, снизился до высоты гона и начал обработку поля. Развернувшись в конце поля на 180°, пилот произвел второй гон в сторону ЛЭП и группы деревьев. В завершении гона, перейдя в набор высоты до препятствий, он пролетел над ЛЭП и деревьями и развернулся для выполнения третьего гона от юго-западной границы поля. Группа деревьев при этом осталась слева от направления полета, что позволило пилоту снизиться до высоты гона (5 м) раньше, чем при первом гоне. Одновременно с этим, в 03:37, начался рассвет (солнечный диск вышел из-за горизонта). При этом курсовой угол солнца был всего 8°, а высота солнца над горизонтом минус 8°. Требованиями ФАП-128 запрещено обрабатывать участки, если высота солнца над горизонтом менее 15°, а курсовой угол солнца менее 30°. Выполняя полет на высоте ниже уровня ЛЭП практически навстречу солнцу, пилот не заметил ее. Произошло столкновение правой полукоробки крыльев самолета с опорой и проводами ЛЭП, что привело к разрушению правых отъемных частей верхнего и нижнего крыльев. Самолет перешел на снижение, и в 210 м от ЛЭП приземлился на шасси с опережением на нос. Через 40 м он двигателем и воздушным винтом столкнулся с земной поверхностью (в результате двигатель был сорван с мест крепления), развернулся вокруг вертикальной оси и остановился. После удара о землю возник пожар, в результате которого самолет сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/2ac/report_ra-40851.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-40851
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 14.04.1977
Заводской номер ВС 1G174-47
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Зевс-Авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Большое Болдино
Пункт назначения Большое Болдино
Начальный пункт маршрута Большое Болдино
Конечный пункт маршрута Большое Болдино


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП с самолетом Ан-2 RA-40851 явилось столкновение ВС с железобетонной опорой и проводами ЛЭП в управляемом полете при выполнении АХР на предельно малой высоте (в процессе гона).
    Способствующими факторами АП, наиболее вероятно, явились:
    - выполнение обработки поля при высоте солнца над горизонтом менее 15° и курсовом угле солнца менее 30°;
    - недостаточная осмотрительность КВС при выполнении полета по ПВП на АХР;
    - неучет КВС наличия искусственных препятствий в районе полета;
    - отсутствие маркировки проводов ЛЭП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.