Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Якутского УГА близ Момы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 октября 1971 г.
Время:  13:16
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Момский перевал, 19 км северо-восточнее Тюбеляха
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-47678
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Зырянский ОАО
 


Описание
    Экипаж 298 летного отряда выполнял спецрейс по обслуживанию 125-ой экспедиции по маршруту Усть-Нера – Мома – Усть-Нера. Прогноз погоды по маршруту с 01:30 до 06:00 мск, выданный дежурным синоптиком а/п Усть-Нера с пометкой «ориентировочный», предусматривал: ложбина, облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая высотой 1300-1800 м (от уровня а/п Усть-Нера), 10 баллов верхняя, средняя. Слабый снег. Видимость более 10 км. Горы закрыты частично снегом.
    Взлет в а/п Усть-Нера произведен в 03:12 мск. Полет от Усть-Неры до Момы производился на высоте 1800 м по давлению 760 мм рт.ст. по ПВП, при этом экипаж наблюдал низкую облачность, надвигающуюся с запада на трассу.
    После посадки в а/п Мома экипаж взял на борт 6 пассажиров, 600 кг груза и через 35 минут стоянки, в 05:00 мск, произвел взлет на Усть-Неру. Полетный вес и центровка не выходили за пределы допустимых. После взлета экипаж не доложил занятие безопасной высоты полета и выход из зоны а/п Мома, в расчетное время в а/п Усть-Нера не прибыл. Организованными поисками самолет был обнаружен 16.10.71 в 19 км с азимутом 41° н/п Чумпу-Кытыл (Тюбелях), в 4 км от оси трассы, на склоне горы с отметкой 1080 м от уровня моря. Самолет на скорости 80 км/ч столкнулся со склоном горы, упал в распадок ручья, разрушился и сгорел до 23 шпангоута. КВС и пять пассажиров погибли. Второй пилот и один пассажир получили легкие травмы. Катастрофа произошла в 05:16 мск (13:16 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 6 5
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-47678
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.04.1961
Заводской номер ВС 115947310
Наработка ВС (часы) 8979
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 0315036


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Зырянский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мома (Хонуу)
Пункт назначения Усть-Нера
Начальный пункт маршрута Усть-Нера
Конечный пункт маршрута Усть-Нера


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что глубокого анализа метеообстановки по району полетов со стороны КВС, командира АЭ и диспетчера службы движения проведено не было.
    В «ориентировочном» прогнозе по маршруту первоначально указывалась высота облачности 1000-1500 м, что не соответствовало минимуму трассы. По просьбе КВС, синоптик, не имея на то никаких оснований, внесла изменения в прогноз, увеличив высоту облачности до 1300-1800 м, что послужило основанием для выдачи диспетчерского разрешения и принятия решения на вылет.
    Диспетчер а/п Мома выпустила экипаж в полет с прогнозом, срок действия которого не соответствовал требованиям НМО-66 и после взлета управление движением этого самолета не осуществляла.
    При следовании по маршруту экипаж, встретив низкую облачность, в нарушение требований НПП ГА-66, снизился ниже безопасной высоты и продолжал полет по долине реки Тихон-Юрях. При подходе к Момскому перевалу (с отметкой 1444 м) под нижней кромкой облачности, экипаж принял запоздалое решение на возврат. В процессе разворота самолет столкнулся со склоном горы и потерпел катастрофу.
   
Выявленные при расследовании недостатки     Расследованием вскрыты крупные недостатки в организации и обеспечении полетов, УВД и правил воздушных перевозок. В нарушение требований НПП ГА-66 полеты по трассам МВЛ проводились на высотах, отсчитываемых по давлению 760 мм рт.ст., а не по минимальному приведенному давлению, высота облачности по маршруту в прогнозе указывалась не от высшей точки, а от уровня а/п Усть-Нера. Это приводило к систематическим нарушениям безопасной высоты полета.
    Начальники аэропортов Усть-Нера и Мома совершенно самоустранились от руководства службой движения и организации полетов, анализа синоптической обстановки перед полетами не проводили.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной летного происшествия явилось нарушение безопасной высоты полета экипажем в горной местности при встрече сложных метеоусловий.
    Способствующими причинами явились:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды по трассе в районе Момского перевала по высоте и количеству облачности.
    2) Неудовлетворительная организация летной работы и УВД со стороны ответственных должностных лиц (командно-руководящего состава) Зырянского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.