Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-26Т а/к Абакан-Авиа в Тазовском районе ЯНАО
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 апреля 2020 г.
Время:  09:54
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, п.п. Ротор-40, Тазовский район
Тип ВС:  Ми-26Т
Регистрация ВС:  RA-06268
Авиакомпания:  Абакан-Авиа
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по перевозке груза (оборудование в ящиках) весом 13800 кг по заявке заказчика (ООО «РН-Бурение») из а/п Уренгой на п.п Ванкор. На борту находились шесть членов экипажа и два сотрудника наземной службы. Метеоусловия соответствовали выполняемому заданию. Взлет произведен в 09:00 местного времени.
    Примерно через 40 минут полета, в горизонтальном полете на высоте 600 м по приведенному давлению, произошел помпаж левого двигателя. Экипаж перевел левый двигатель на режим малого газа. Попытки экипажа вывести левый двигатель на номинальный режим заканчивались срабатыванием сигнализации о помпаже. В течение двух минут вертолет снизился до высоты 120 м (50 м истинной высоты). Для сохранения горизонтального полета правый двигатель был переведен на взлетный режим. В 09:43 местного времени КВС принял решение следовать на ближайшую п.п. Ротор-40 (Русское газоконденсатное месторождение, 120 км северо-восточнее а/п Уренгой) для вынужденной посадки. Площадка Ротор-40 в этот момент времени находилась на расстоянии 15 км. КВС развернул вертолет на курс 165° и начал производить полет на п.п. Ротор-40. При этом геометрическая высота полета была в диапазоне 45…75 м, а скорость - 130 км/ч. Еще две попытки вывести левый двигатель на номинальный режим опять привели к возникновению помпажа. Двигатель был вновь переведен на малый газ.
    К 09:46 экипаж на взлетном режиме работы правого двигателя набрал геометрическую высоту 110 м и продолжал дальнейший полет на таком режиме его работы.
    Примерно в 09:50 вертолет прибыл в район п.п. Ротор-40. Экипаж произвел проход над площадкой для ее осмотра и приступил к заходу на посадку по схеме двумя левыми разворотами на 180°.
    В 09:52, в процессе выполнения стандартных разворотов при заходе на посадку, началась прогрессирующая вибрация правого двигателя с постепенным уменьшением режима его работы за счет уменьшения КВС общего шага НВ. После выхода в 09:54 на посадочный курс на геометрической высоте 70 м и на удалении от площадки 1 км КВС начал увеличивать общий шаг НВ с 4,5° до 11,6°. При этом частота вращения турбокомпрессора правого двигателя, начавшая увеличиваться, при положении ручки общего шага более 6,5° перестала возрастать и остановилась на значении 96-97%. Частота вращения НВ за это время уменьшилась с 91.6% до 77.2 %, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения с 1.2 м/с до 3.2 м/с. Вертолет снизился ниже глиссады. КВС принял решение производить посадку с недолетом до площадки.
    В 09:54:56 произошло столкновение вертолета с земной поверхностью основными опорами шасси, хвостовой опорой и грузовым трапом с поступательной скоростью менее 50 км/ч и углом тангажа на кабрирование около 15° с недолетом 50-60 м до площадки. Далее произошло столкновение передней опорой шасси. После этого произошел обрыв хвостовой балки с неуправляемым левым вращением вертолета. ВС остановилось с опрокидыванием на правый борт в снегу в 20 м от посадочной площадки и получило значительные повреждения. Один член экипажа получил тяжелое ранение. Остальные члены экипажа и пассажиры получили ушибы.
    Посадочная площадка Ротор-40 предназначена для приема вертолетов массой не более 13 тонн.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/5a4/waalh88vzfw3xk5cs1nxsmha12hhm5g4/report_ra-06268.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-26Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-06268
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 07.02.1992
Заводской номер ВС 34001212483
Наработка ВС (часы) 5813
Наработка ВС (циклы) 5005
Силовая установка 2251363101035 2251362001003


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Абакан-Авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Уренгой
Пункт назначения Ванкор
Начальный пункт маршрута Уренгой
Конечный пункт маршрута Ванкор


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП с вертолетом Ми-26Т RA-06268 явилось неправильное решение КВС по порядку производства вынужденной посадки, необходимость которой была обусловлена отказом в полете (помпаж) левого двигателя. Вместо посадки с коротким пробегом, предписываемой РЛЭ, КВС пытался произвести посадку на площадку по-вертолетному, что по мере снижения приборной скорости при недостатке располагаемой мощности работающего двигателя привело к падению оборотов несущего винта, преждевременному приземлению с повышенной вертикальной скоростью и разрушению конструкции ВС.
    Помпаж левого двигателя произошел в результате усталостного разрушения рабочих лопаток второй и третьей ступеней компрессора низкого давления. Усталостное разрушение рабочих лопаток зародилось и развивалось вследствие изменения их частотных характеристик по причине нарушения геометрии лопаток в результате попадания в газовоздушный тракт двигателя постороннего предмета в одном из предшествующих полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: ГУ МЧС России по ЯНАО
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.