Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4А Якутского УГА близ Якутска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 октября 1968 г.
Время:  18:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Хангаласский район, 48 км юго-западнее а/п Маган (Якутск)
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-38315
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Маганский ОАО
 


Описание
    Экипаж 288 летного отряда выполнял срочный аварийно-спасательный полет для доставки спецгруза и бригады на аварийные речные суда по маршруту Маган – Жатай – Еловка - Саныяхтат-Маган.
    Выполняв работу по обслуживанию аварийных судов и не имея на борту прогноза погоды по маршруту полета, экипаж в 16:43 местного времени произвел взлёт для продолжения обратного рейса, о чем доложил диспетчеру МДП а/п Маган, который, зная, что прогноз погоды по маршруту полета Еловка - Маган предусматривал метеоусловия по видимости ниже ночного минимума трассы и минимума командира вертолета и, что вертолет прибудет в Маган глубокой ночью, не предпринял никаких мер по прекращению данного полета.
    В 18:03 экипаж доложил ДПП а/п Маган о входе в зону на высоте 600 м по стандартному давлению. Диспетчер ДПП а/п Маган вместо того, чтобы взять борт под свое руководство и дать четкие команды, проинформировал экипаж о давлении аэродрома Маган (742 мм рт.ст.) и передал его под руководство диспетчера аэропорта Якутск. В свою очередь, диспетчер аэропорта Якутск, получив сообщение от экипажа, что он следует на высоте 400 метров по давлению 745 мм.рт.ст., тоже не принял никаких мер по руководству бортом. На сообщение же экипажа, что он попал в снежный заряд, временами теряет землю и что принял решение на возврат в район хорошей погоды, диспетчер сообщил: "Хорошо. Маган Вам разрешает держать связь пока со мной, пока меня слышите, со мной работайте. Потом на МДП явитесь".
    На этом связь с бортом прекратилась. Организованными поисками вертолет был обнаружен в 48 км от Якутска на участке маршрута Покровск - Якутск разбитым и сгоревшим. Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 18:15 местного времени.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-38315
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1966
Заводской номер ВС 01180
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Маганский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Якутск (Маган)
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Якутск (Маган)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия по расследованию после осмотра места происшествия, деталей вертолета и показаний очевидцев пришла к выводу, что катастрофа произошла вследствие потери пространственного положения экипажем при попадании в сложные метеоусловия.
    Сопутствующими причинами летного происшествия являются:
    1) Халатное отношение к своим служебным обязанностям диспетчера МДП а/п Маган, не предпринявшего никаких мер по предупреждению вылета экипажа вертолета по маршруту Еловка - Маган при нелетном прогнозе.
    2) Нечеткая работа диспетчеров ДПП аэропортов Маган и Якутск по руководству движением вертолета, находившегося в их зоне, и неоказание помощи экипажу, оказавшемуся в столь сложной для него метеообстановке.
    Комиссией были вскрыты ряд нарушении в подготовке командира вертолета к ночным полетам:
    Так, при первичной тренировке, которая проводилась в ноябре 1967 г. командиром 1-ой авиаэскадрильи, командиру вертолета давалось до 4 часов непрерывного налета в одну ночь, что не способствовало качественному усвоению элементов техники пилотирования. После допуска к ночным полетам командир вертолета ни самостоятельных, ни тренировочных полетов ночью до октября 1968 г. не выполнял.
    Несмотря на такой перерыв в полетах по приборам и ночью, при подготовке к ночным полетам в осенне-зимний период 1968-1969 гг., тренирующий пилот-инструктор УТО-17 ограничился предоставлением 2 часов 15 мин тренировочного полета, что было крайне недостаточно для полного восстановления навыков пилотирования вертолета по приборам. К тому же тренировка предоставлялась без должного отдыха, сразу же после того, как тренируемый налетал в дневных условиях 4 часа15 минут. За пилотом-инструктором УТО-17 и ранее наблюдались случаи недобросовестного отношения к проведению тренировок с ЛПС.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.